08 листопад 2002

Универсальная слайдовая пленка

Цель теста - определить универсальную слайдовую пленку (по-крайней мере, близкую к таковой).

Может возникнуть вопрос: Зачем нужно искать универсальную пленку, если кого-то отлично удовлетворяет та пленка, которой он постоянно пользуется?

Автор считает, что всем фотографам, так или иначе, необходима одна универсальная эмульсия, а не набор дорогостоящих пленок "на все случаи жизни". Точно так же, как необходима им и универсальная камера, объединяющая в себе минимум необходимых качеств, но это уже другая история...

В цветной фотографии существует два способа добиться желаемого результата: съемка на слайд и съемка на цветную негативную пленку. В случае слайда конечный результат будет зависеть от качеств самой пленки, от экспозиционного решения снимка (частный случай - применение фильтров) и от точного соблюдения условий процесса проявления. В случае негативной пленки конечный результат будет определяться гораздо большим количеством факторов. На данном этапе развития любительской фотографии в нашей стране невозможно говорить серьезно о самостоятельной печати (в домашних условиях) с цветных пленок. Альтернативой самостоятельной печати, которая требует большого количества навыков, является профессиональная печать на специальном оборудовании - услуга дорогая и в большинстве случаев непредсказуемая с точки зрения результата.

Выбор слайдовых пленок в качестве основных может быть продиктован желанием реализовать огромный потенциал современной оптики, как и возможности самих пленок. Несмотря на то, что хорошей проекционной аппаратуры в нашей стране пока нет в продаже, слайдовая пленка остается разумным выбором для продвинутых любителей так как, помимо всего прочего, позволяет быстрее эволюционировать в мастерстве. Опыт показывает, что фотографы-любители практически никогда не печатают все кадры сделанные на к.л. негативную пленку, а это значит, что большинство своих снимков они просто не видят и не могут анализировать их технические достоинства и недостатки.

Но когда решение перейти на слайд принято и обжалованию не подлежит, перед любителем возникает еще одна проблема - необходимость разобраться во всем многообразии существующих слайдовых пленок и найти то, что ему нужно.

Если абстрагироваться от условий работы профессионалов самого высокого полета, которые, зачастую, не ограничены в средствах, то сразу становится очевидным, что для любителя предпочтительнее иметь одну универсальную и недорогую слайдовую пленку, нежели 4-5 специализированных эмульсий для "разных тонкостей".

Может возникнуть вопрос о правомочности выбора самой проблематики данной статьи. Зачем нужно искать универсальную пленку, если кого-то отлично удовлетворяет та пленка, которой он постоянно пользуется?

Ответ на этот вопрос лежит в области художественного восприятия, которое у всех развито по-разному. Вполне допустимо, с моей точки зрения, не воспринимать ядовитые цвета Fujichrome Velvia 50 как нечто само собой разумеющееся.

В последнее время в различных фотофорумах все чаще поднимается вопрос об одинаковости и "типовости" фотографий, сделанных с помощью доступного любителям оборудования. Некоторые фотографы ведут поиск новых решений в области оптики, и даже пытаются приспособить к своим зеркалкам объективы от дальномерных "Киевов" и "Зорких", другие ищут новое в сфере пленок.

Мне думается, что всем фотографам, так или иначе, необходима одна универсальная эмульсия, а не набор дорогостоящих пленок "на все случаи жизни". Точно так же, как необходима им и универсальная камера, объединяющая в себе минимум необходимых качеств, но это уже другая история.

Какими же качествами должна обладать гипотетическая универсальная слайдовая пленка? Сформулировать их нетрудно:

1. Чувствительность 100-200 ISO.
2. Насыщенные цвета без доминирующих оттенков и эффекта свечения (флюоресценции).
3. Способность выдерживать 1-2 кратное push-проявление.
4. Большая фотографическая широта (хотя для слайдов это понятие является весьма условным, но по широте они все-таки между собой отличаются).
5. Способность передавать тонкие нюансы цвета и верно воспроизводить телесные тона.
6. Отличные стабильность и сохраняемость цветов.
7. Хорошая резкость и мелкозернистость.

С целью выяснить, какая из современных пленок могла бы претендовать на звание универсальной, автором были испытаны следующие эмульсии: Kodak EktaChrome E100S, Kodak EktaChrome E100SW, Kodak EktaChrome E100VS и Fujichrome Provia 100 F. Все пленки "тестировались" во время путешествия, поэтому условия съемок в большинстве случаев были чрезвычайно неблагоприятными. Но в этом и состоит соль испытаний, с помощью которых можно обнаружить действительно универсальную пленку. Большинство снимков делалось с минимальным количеством времени на обдумывание, и я ни разу не перематывал пленки, чтобы подобрать эмульсию под сюжет. Все снимки делались камерой Minolta Dynax 5 с объективом Minolta AF 28-80 мм f/3.5-5.6 и были проявлены в Киеве в профессиональной фотолаборатории по процессу Е-6.

Перед тем как приступить к анализу результатов теста, стоит отметить, что для современных слайдовых пленок, критичным параметром является уже не мелкозернистость (по этому параметру все современные пленки чувствительностью 100 ISO дают отличные результаты), а цветопередача. Но для большинства начинающих это неочевидно, поскольку наше зрение способно различать тончайшие цветовые оттенки только после обучения этому на конкретных примерах. Так, знаменитая синева в тенях большинству зрителей абсолютно незаметна, пока им на нее не указать самым очевидным образом. Большая или меньшая общая насыщенность цветов, обладание каким-нибудь оттенком приводят к тому, что некоторые пленки подходят для одних сюжетов и не подходят для других.

Все тестируемые пленки показали отличную резкость и мелкозернистость, но бесспорным лидером по этому параметру стала Provia 100 F. Мне также хотелось выяснить, не будет ли она давать фосфоресцирующие цвета и ядовитые оттенки, как Fujichrome Velvia 50, которая в этом тесте не принимала участия. "Пленка всех профессионалов" - Velvia 50 из-за низкой чувствительности никак не может претендовать на звание универсальной. Но самое главное - она дает действительно флюоресцирующие цвета и в высшей степени ядовитые оттенки (в частности зеленой листвы). Для определенных сюжетов (мода, архитектура, скальные или пустынные ландшафты), а также для полиграфии она обладает некоторыми преимуществами, но в большинстве съемочных ситуаций ее цветопередача налагает слишком сильный отпечаток на снимаемый сюжет. Если Вы профессионал и Ваш издатель требует от Вас цветов "а-ля Velvia", то разумнее будет пойти ему навстречу. Во всех остальных случаях эту пленку стоит использовать, только если Вы собираетесь намеренно и продуманно утрировать цвета объекта съемки.

Итак, Provia 100 F проявила себя наилучшим образом, давая нейтральную цветопередачу даже в светлых тенях при съемке белых скульптур.

Еще одной задачей теста было выяснить возможности пленок Е100VS и SW. Вопреки моим ожиданиям Е100VS (very saturated - очень насыщенная) вовсе не оказалась "кодаковским" вариантом Вельвии, но напротив, приятно удивила "матовостью" цветов. Эта пленка - прекрасный выбор в пасмурную погоду, а так же в любой ситуации, где необходимо "оживить" цветовое решение.

Один и тот же сюжет, например вечерний пейзаж, может быть решен в цвете по-разному. С одной стороны, можно использовать Е100SW для "теплого" решения снимка, а с другой Е100VS для "яркого" заката.

А теперь подробнее о результатах теста каждой из пленок:

1) Kodak Ektachrome E100S.

Эта пленка показала отличные результаты. Отличные резкость и мелкозернистость.


Фото 1.

Фото 2.
В первую очередь, при нормальной экспозиции, она характеризуется действительно нейтральной цветопередачей с яркими насыщенными цветами (но без эффекта "свечения") Фото 1.





Насыщенность цветов можно увеличить или уменьшить с помощью легкой (13 EV) недодержки Фото 3 или передержки Фото 2 соответственно.
Фото 3.

 

Великолепно передает оттенки зелени и тона кожи Фото 4, Фото 5.
Фото 4.
Фото 5.

 

Фото 6.
Фото 7.
Легко переносит пуш-проявление до +2 (слегка повышается контраст). Дает приятный оттенок при освещении галогенными лампами Фото 6, Фото 7.

 

Фото 8.
С поляризационным фильтром дает чистые темно-синие тона неба без оттенков Фото 8.

 

Фото 9.
В светлых тенях отлично "держит" нейтральную цветопередачу Фото 10.

Отлично передает цвета дерева Фото 9 и камня Фото 1.
Фото 10.

2) Kodak Ektachrome E100SW.

Фото 11.
Эта пленка при нормальной экспозиции дает результат очень близкий к E100S Фото 11. При небольшой недодержке цвета становятся "теплее". В максимальной степени этот эффект проявляется при использовании поляризационного фильтра в комбинации с недодержкой Фото 12.
Фото 12.

 

Дает более теплые (красноватые) оттенки кожи, чем E100S. Очень хорошо подходит для вечерних пейзажей, Фото 13, Фото 14, - максимальный эффект достигается при использовании поляризационного фильтра и легкой недодержке Фото 15.
Фото 13.
Фото 14.
  
Фото 15.

 

При съемке сразу же после захода солнца несколько усиливает красные оттенки Фото 16, Фото 17.
Фото 16.
Фото 17.


Отличные резкость и мелкозернистость. Легко переносит пуш-проявление до +2 (слегка повышается контраст). Интересна для работы с вечерним пейзажем в особой манере, когда нужно добиться густых, тяжелых, теплых цветов без паразитных оттенков. В остальных случаях результат практически такой же, как у E100S.

3) Kodak Ektachrome E100VS.

Фото 18.
Фото 19.
Фото 20.

При нормальной экспозиции эта пленка дает более яркие цвета, чем Kodak Ektachrome E100S, в особенности красные и зеленые Фото 18, Фото 19. Зелень передается в слегка теплой манере, без "ядовитости" Фото 20.

У этой пленки обнаружились некоторые проблемы с передачей цвета голубого утреннего и вечернего неба, и при использовании поляризатора для притемнения неба. Появляется легкий пурпурно-фиолетовый оттенок Фото 21, Фото 22. Эта проблема при съемке в пасмурную погоду исчезает Фото 23. В такую погоду эта пленка способна "оживить" цвета сюжета.

Фото 21.
Фото 22.
Фото 23.

 

Фото 24.
Великолепно передает осенние, желтые и зеленые оттенки листвы Фото 24.

 

При освещении заходящим солнцем появляется пурпурный оттенок Фото 25.
Фото 25.

 

Фото 26.
Может представлять интерес для продуманной работы с цветом, для съемки ярко окрашенных объектов, домов, интерьеров, цветов. При небольшой передержке насыщенность цветов снижается до нормальной Фото 26.


4) Fujichrome Provia 100 F.

Фото 27.
Фото 28.
Дает великолепно нейтральные цвета при большой их насыщенности Фото 27, Фото 28,
хотя в недодержанных теневых участках и чувствуется некоторый "холод" Фото 29.
Фото 29.

 

Фото 30.
Фото 31.
Отлично подходит для ночных снимков Фото 30, Фото 31.

 

Фото 33.
При съемке серых скульптур, освещенных полуденным солнцем, не появилось никакого оттенка! (Фото 33).


С поляризатором дает отличные цвета неба. Фантастическая резкость и мелкозернистость! Легко переносит пуш-проявление до +2 (слегка повышается контраст).

С учетом всего вышесказанного, можно назвать по крайней мере две универсальные пленки: Kodak EktaChrome E100S и Fujichrome Provia 100 F. Они подойдут для большинства съемочных ситуаций и выручат тогда, когда нет времени на обдумывание экспозиционного решения снимка, поскольку при необходимости могут быть абсолютно безболезненно перепроявлены как минимум до +1 EV. Обе пленки можно рекомендовать любителям в качестве основных.

Мы не рассматривали Kodak EktaChrome E200 и Fujichrome МS 100 - 1000 поскольку эти пленки изначально предназначены для пуш-обработки и, если E200 еще можно использовать при номинальной чувствительности, то использование МS 100 -1000 при номинальной чувствительности теряет всякий смысл при результате таком же как у Fujichrome Astia 100 и вдвое - втрое большей цене.

Сама Fujichrome Astia также может претендовать на звание универсальной пленки поскольку дает практически нейтральную цветопередачу. Но при этом она сохраняет некоторое ощущение холодности цветов, особенно зелени и голубого неба и проигрывает Provia 100 F по мелкозернистости.

В заключение хочется еще раз напомнить, что данный тест был ориентирован именно на проверку работы пленок в непредвиденных обстоятельствах, когда фотограф заранее не знает, с каким сюжетом ему придется иметь дело. Разумеется, в студии или при работе с хорошо знакомым сюжетом при выборе пленки нужно исходить из творческих задач и обстоятельств, но, если Вы не знаете, какой сюжет Вам попадется - выбирайте универсальные пленки.

 

 

© Foto.ua
Использовать материал разрешается при указании ссылки Foto.ua - интернет магазин и фотопортал