Цель теста - определить универсальную слайдовую пленку (по-крайней мере, близкую к таковой).
Может возникнуть вопрос: Зачем нужно искать универсальную пленку, если кого-то отлично удовлетворяет та пленка, которой он постоянно пользуется?
Автор считает, что всем фотографам, так или иначе, необходима одна универсальная эмульсия, а не набор дорогостоящих пленок "на все случаи жизни". Точно так же, как необходима им и универсальная камера, объединяющая в себе минимум необходимых качеств, но это уже другая история...
В цветной фотографии существует два способа добиться желаемого результата: съемка на слайд и съемка на цветную негативную пленку. В случае слайда конечный результат будет зависеть от качеств самой пленки, от экспозиционного решения снимка (частный случай - применение фильтров) и от точного соблюдения условий процесса проявления. В случае негативной пленки конечный результат будет определяться гораздо большим количеством факторов. На данном этапе развития любительской фотографии в нашей стране невозможно говорить серьезно о самостоятельной печати (в домашних условиях) с цветных пленок. Альтернативой самостоятельной печати, которая требует большого количества навыков, является профессиональная печать на специальном оборудовании - услуга дорогая и в большинстве случаев непредсказуемая с точки зрения результата.
Выбор слайдовых пленок в качестве основных может быть продиктован желанием реализовать огромный потенциал современной оптики, как и возможности самих пленок. Несмотря на то, что хорошей проекционной аппаратуры в нашей стране пока нет в продаже, слайдовая пленка остается разумным выбором для продвинутых любителей так как, помимо всего прочего, позволяет быстрее эволюционировать в мастерстве. Опыт показывает, что фотографы-любители практически никогда не печатают все кадры сделанные на к.л. негативную пленку, а это значит, что большинство своих снимков они просто не видят и не могут анализировать их технические достоинства и недостатки.
Но когда решение перейти на слайд принято и обжалованию не подлежит, перед любителем возникает еще одна проблема - необходимость разобраться во всем многообразии существующих слайдовых пленок и найти то, что ему нужно.
Если абстрагироваться от условий работы профессионалов самого высокого полета, которые, зачастую, не ограничены в средствах, то сразу становится очевидным, что для любителя предпочтительнее иметь одну универсальную и недорогую слайдовую пленку, нежели 4-5 специализированных эмульсий для "разных тонкостей".
Может возникнуть вопрос о правомочности выбора самой проблематики данной статьи. Зачем нужно искать универсальную пленку, если кого-то отлично удовлетворяет та пленка, которой он постоянно пользуется?
Ответ на этот вопрос лежит в области художественного восприятия, которое у всех развито по-разному. Вполне допустимо, с моей точки зрения, не воспринимать ядовитые цвета Fujichrome Velvia 50 как нечто само собой разумеющееся.
В последнее время в различных фотофорумах все чаще поднимается вопрос об одинаковости и "типовости" фотографий, сделанных с помощью доступного любителям оборудования. Некоторые фотографы ведут поиск новых решений в области оптики, и даже пытаются приспособить к своим зеркалкам объективы от дальномерных "Киевов" и "Зорких", другие ищут новое в сфере пленок.
Мне думается, что всем фотографам, так или иначе, необходима одна универсальная эмульсия, а не набор дорогостоящих пленок "на все случаи жизни". Точно так же, как необходима им и универсальная камера, объединяющая в себе минимум необходимых качеств, но это уже другая история.
Какими же качествами должна обладать гипотетическая универсальная слайдовая пленка? Сформулировать их нетрудно:
1. Чувствительность 100-200 ISO.
2. Насыщенные цвета без доминирующих оттенков и эффекта свечения (флюоресценции).
3. Способность выдерживать 1-2 кратное push-проявление.
4. Большая фотографическая широта (хотя для слайдов это понятие является весьма условным, но по широте они все-таки между собой отличаются).
5. Способность передавать тонкие нюансы цвета и верно воспроизводить телесные тона.
6. Отличные стабильность и сохраняемость цветов.
7. Хорошая резкость и мелкозернистость.
С целью выяснить, какая из современных пленок могла бы претендовать на звание универсальной, автором были испытаны следующие эмульсии: Kodak EktaChrome E100S, Kodak EktaChrome E100SW, Kodak EktaChrome E100VS и Fujichrome Provia 100 F. Все пленки "тестировались" во время путешествия, поэтому условия съемок в большинстве случаев были чрезвычайно неблагоприятными. Но в этом и состоит соль испытаний, с помощью которых можно обнаружить действительно универсальную пленку. Большинство снимков делалось с минимальным количеством времени на обдумывание, и я ни разу не перематывал пленки, чтобы подобрать эмульсию под сюжет. Все снимки делались камерой Minolta Dynax 5 с объективом Minolta AF 28-80 мм f/3.5-5.6 и были проявлены в Киеве в профессиональной фотолаборатории по процессу Е-6.
Перед тем как приступить к анализу результатов теста, стоит отметить, что для современных слайдовых пленок, критичным параметром является уже не мелкозернистость (по этому параметру все современные пленки чувствительностью 100 ISO дают отличные результаты), а цветопередача. Но для большинства начинающих это неочевидно, поскольку наше зрение способно различать тончайшие цветовые оттенки только после обучения этому на конкретных примерах. Так, знаменитая синева в тенях большинству зрителей абсолютно незаметна, пока им на нее не указать самым очевидным образом. Большая или меньшая общая насыщенность цветов, обладание каким-нибудь оттенком приводят к тому, что некоторые пленки подходят для одних сюжетов и не подходят для других.
Все тестируемые пленки показали отличную резкость и мелкозернистость, но бесспорным лидером по этому параметру стала Provia 100 F. Мне также хотелось выяснить, не будет ли она давать фосфоресцирующие цвета и ядовитые оттенки, как Fujichrome Velvia 50, которая в этом тесте не принимала участия. "Пленка всех профессионалов" - Velvia 50 из-за низкой чувствительности никак не может претендовать на звание универсальной. Но самое главное - она дает действительно флюоресцирующие цвета и в высшей степени ядовитые оттенки (в частности зеленой листвы). Для определенных сюжетов (мода, архитектура, скальные или пустынные ландшафты), а также для полиграфии она обладает некоторыми преимуществами, но в большинстве съемочных ситуаций ее цветопередача налагает слишком сильный отпечаток на снимаемый сюжет. Если Вы профессионал и Ваш издатель требует от Вас цветов "а-ля Velvia", то разумнее будет пойти ему навстречу. Во всех остальных случаях эту пленку стоит использовать, только если Вы собираетесь намеренно и продуманно утрировать цвета объекта съемки.
Итак, Provia 100 F проявила себя наилучшим образом, давая нейтральную цветопередачу даже в светлых тенях при съемке белых скульптур.
Еще одной задачей теста было выяснить возможности пленок Е100VS и SW. Вопреки моим ожиданиям Е100VS (very saturated - очень насыщенная) вовсе не оказалась "кодаковским" вариантом Вельвии, но напротив, приятно удивила "матовостью" цветов. Эта пленка - прекрасный выбор в пасмурную погоду, а так же в любой ситуации, где необходимо "оживить" цветовое решение.
Один и тот же сюжет, например вечерний пейзаж, может быть решен в цвете по-разному. С одной стороны, можно использовать Е100SW для "теплого" решения снимка, а с другой Е100VS для "яркого" заката.
А теперь подробнее о результатах теста каждой из пленок:
1) Kodak Ektachrome E100S.
Эта пленка показала отличные результаты. Отличные резкость и мелкозернистость.
Фото 1. Фото 2. | В первую очередь, при нормальной экспозиции, она характеризуется действительно нейтральной цветопередачей с яркими насыщенными цветами (но без эффекта "свечения") Фото 1. Насыщенность цветов можно увеличить или уменьшить с помощью легкой (13 EV) недодержки Фото 3 или передержки Фото 2 соответственно. | Фото 3. |
Великолепно передает оттенки зелени и тона кожи Фото 4, Фото 5. |
Легко переносит пуш-проявление до +2 (слегка повышается контраст). Дает приятный оттенок при освещении галогенными лампами Фото 6, Фото 7. |
С поляризационным фильтром дает чистые темно-синие тона неба без оттенков Фото 8. |
В светлых тенях отлично "держит" нейтральную цветопередачу Фото 10. Отлично передает цвета дерева Фото 9 и камня Фото 1. |
2) Kodak Ektachrome E100SW.
Эта пленка при нормальной экспозиции дает результат очень близкий к E100S Фото 11. При небольшой недодержке цвета становятся "теплее". В максимальной степени этот эффект проявляется при использовании поляризационного фильтра в комбинации с недодержкой Фото 12. |
Дает более теплые (красноватые) оттенки кожи, чем E100S. Очень хорошо подходит для вечерних пейзажей, Фото 13, Фото 14, - максимальный эффект достигается при использовании поляризационного фильтра и легкой недодержке Фото 15. | ||||
При съемке сразу же после захода солнца несколько усиливает красные оттенки Фото 16, Фото 17. |
Отличные резкость и мелкозернистость. Легко переносит пуш-проявление до +2 (слегка повышается контраст). Интересна для работы с вечерним пейзажем в особой манере, когда нужно добиться густых, тяжелых, теплых цветов без паразитных оттенков. В остальных случаях результат практически такой же, как у E100S.
3) Kodak Ektachrome E100VS.
При нормальной экспозиции эта пленка дает более яркие цвета, чем Kodak Ektachrome E100S, в особенности красные и зеленые Фото 18, Фото 19. Зелень передается в слегка теплой манере, без "ядовитости" Фото 20.
У этой пленки обнаружились некоторые проблемы с передачей цвета голубого утреннего и вечернего неба, и при использовании поляризатора для притемнения неба. Появляется легкий пурпурно-фиолетовый оттенок Фото 21, Фото 22. Эта проблема при съемке в пасмурную погоду исчезает Фото 23. В такую погоду эта пленка способна "оживить" цвета сюжета.
Великолепно передает осенние, желтые и зеленые оттенки листвы Фото 24. |
При освещении заходящим солнцем появляется пурпурный оттенок Фото 25. |
Может представлять интерес для продуманной работы с цветом, для съемки ярко окрашенных объектов, домов, интерьеров, цветов. При небольшой передержке насыщенность цветов снижается до нормальной Фото 26. |
4) Fujichrome Provia 100 F.
Дает великолепно нейтральные цвета при большой их насыщенности Фото 27, Фото 28, |
хотя в недодержанных теневых участках и чувствуется некоторый "холод" Фото 29. |
Отлично подходит для ночных снимков Фото 30, Фото 31. |
При съемке серых скульптур, освещенных полуденным солнцем, не появилось никакого оттенка! (Фото 33). |
С поляризатором дает отличные цвета неба. Фантастическая резкость и мелкозернистость! Легко переносит пуш-проявление до +2 (слегка повышается контраст).
С учетом всего вышесказанного, можно назвать по крайней мере две универсальные пленки: Kodak EktaChrome E100S и Fujichrome Provia 100 F. Они подойдут для большинства съемочных ситуаций и выручат тогда, когда нет времени на обдумывание экспозиционного решения снимка, поскольку при необходимости могут быть абсолютно безболезненно перепроявлены как минимум до +1 EV. Обе пленки можно рекомендовать любителям в качестве основных.
Мы не рассматривали Kodak EktaChrome E200 и Fujichrome МS 100 - 1000 поскольку эти пленки изначально предназначены для пуш-обработки и, если E200 еще можно использовать при номинальной чувствительности, то использование МS 100 -1000 при номинальной чувствительности теряет всякий смысл при результате таком же как у Fujichrome Astia 100 и вдвое - втрое большей цене.
Сама Fujichrome Astia также может претендовать на звание универсальной пленки поскольку дает практически нейтральную цветопередачу. Но при этом она сохраняет некоторое ощущение холодности цветов, особенно зелени и голубого неба и проигрывает Provia 100 F по мелкозернистости.
В заключение хочется еще раз напомнить, что данный тест был ориентирован именно на проверку работы пленок в непредвиденных обстоятельствах, когда фотограф заранее не знает, с каким сюжетом ему придется иметь дело. Разумеется, в студии или при работе с хорошо знакомым сюжетом при выборе пленки нужно исходить из творческих задач и обстоятельств, но, если Вы не знаете, какой сюжет Вам попадется - выбирайте универсальные пленки.
Использовать материал разрешается при указании ссылки Foto.ua - интернет магазин и фотопортал