27 травень 2010

Обзор объектива AF-S Nikkor 70-200 мм F2.8 G ED VR II

Вступление. Технические характеристики
Дизайн и управление
Результаты тестирования
Выводы

Объектив Nikon AF-S Nikkor 70-200 мм F2.8 G ED VR II

Вступление

Объектив Nikon AF-S Nikkor 70-200 мм F2.8 G ED VR II был анонсирован в июле 2009 года и стал очередным шагом компании к созданию профессионального стабилизированного светлого телезума. Он пришел на смену AF-S Nikkor 70-200 мм F2.8 G ED VR, выпушенного в 2003 году, и получил полностью обновленную оптическую систему, которая отвечает всем требованиям к современным полнокадровым матрицам формата FX, к примеру, в камере D3X, а также усовершенствованный механизм подавления вибраций, обеспечивающий возможность использования значений выдержки на 4 ступени длиннее обычных.

Оптическая конструкция объектива весьма неординарная и состоит из 21 элемента в 16 группах, включая как минимум семь элементов из стекла ED со сверхнизкой дисперсией для минимизации хроматических аберраций и с применением фирменной системы нанокристалического антибликового покрытия Nano Crystal Coating для борьбы с засветками. Существенным усовершенствованием стало добавление нового режима фокусировки A/M, который включает приоритет автофокуса, даже если во время съемки используется кольцо фокусировки. Качество сборки соответствует профессиональному объективу с корпусом из магниевого сплава, как и во всех профессиональных «зеркалках» Nikon, и дополнительным уплотнением для защиты от пыли и влаги.

К технологии VR II всегда были высокие требования, поскольку предыдущая версия считалась одной из лучших в своем классе (для формата DX). Но с переходом на полноформатные матрицы FX все минусы существующей системы, связанные с размытием по краям даже на малой диафрагме и сильным затемнением краев на широкой диафрагме стали слишком заметными. Таким образом многочисленную армию верных поклонников Nikon интересовал вопрос, сможет ли новая модель справиться с этими недостатками на полнокадровом сенсоре без существенного ущерба качеству изображения на малом формате сенсора. Посмотрим, удалось ли Nikon достичь данной цели.

Основные функции

  • Фокусное расстояние 70-200 мм; макс. диафрагма f/2.8
  • Оптическая стабилизация изображения с поддержкой обычного и активного режимов; возможность использования значений выдержки на 4 ступени длиннее обычных
  • Ультразвуковой мотор кольцевого типа с постоянным приоритетом ручной фокусировки 
  • Байонет F для цифровых зеркальных фотокамер Nikon и Fujifilm формата DX и FX

Угол зрения

На нижеприведенных изображениях показаны снимки, сделанные на разном фокусном расстоянии – от широкого угла до телефото – при съемке на камеру с 35-мм полнокадровым (FX) и кропнутым сенсором (DX):

70 мм (полный кадр)

200 мм (полный кадр)  

70 мм (DX; эквивалентно 105 мм)  

200 мм (DX; эквивалентно 300 мм)

Технические характеристики Nikon AF-S Nikkor 70-200 мм F2.8 G ED VR II

Дата выпуска   Июль 2009 года
Максимальный размер сенсора   Полный кадр 35 мм
Фокусное расстояние   70-200 мм
Фокусное расстояние в 35-мм эквиваленте (APS-C) 105-300мм
Угол зрения по диагонали (полный кадр) 34º - 12º
Угол зрения по диагонали (APS-C)   23º - 8º
Максимальная диафрагма   F2.8
Минимальная диафрагма   F22
Конструкция объектива   • 21 элемент в 16 группах
• 7 элементов из стекла со сверхнизкой дисперсией (ED)
Количество лепестков диафрагмы   9, скругленные
Минимальное расстояние фокусировки   1.4 м
Максимальное увеличение   0.12x при 200 мм
Тип привода автофокуса   • Ультразвуковой мотор кольцевого типа
• Постоянный ручной фокус – режимы A/M и M/A
Метод фокусировки   Внутренняя фокусировка
Метод зумирования Внутренний
Стабилизация изображения  • 4 ступени
• Обычный режим
• Активный режим
Резьба под фильтр   • 77 мм
• Не вращается во время фокусировки
Аксессуары в комплекте*   • Передняя и задняя крышки объектива
• Бленда HB-48
• Чехол для объектива CL-M4
Вес   1540 г
Размеры   87 мм (диаметр) x 209 мм (длина)
Байонет объектива   Только Nikon F
Другие особенности • Уплотнение от пыли и влаги
• Передает информацию о фокусном расстоянии на камеру

* Аксессуары в комплекте могут отличаться в зависимости от страны.

Дизайн и управление

Дизайн

Объектив Nikon AF-S Nikkor 70-200 мм F2.8 G ED VR II (вид сбоку, спереди и сзади)

Объектив Nikon 70-200 мм F2.8 VR II рассчитан на ежедневное профессиональное использование, поэтому качество конструкции безупречное. Тубус в основном выполнен из магниевого сплава, также есть всепогодное уплотнение, включая резиновую прокладку вокруг байонета для предотвращения попадания пыли или воды внутрь камеры. Традиционно для своего класса система фокусировки и зумирования в объективе внутренняя, что создает ощущение массивности цельной конструкции в руках, благодаря чему объектив хорошо сбалансирован с камерой не зависимо от фокусного расстояния.

Внешний вид объектива практически не претерпел никаких изменений по сравнению с предыдущей моделью (не учитывая отсутствие кнопок блокировки автофокуса в передней части корпуса), кроме этого используется та же съемная штативная ножка, которая позволяет быстро и просто переключаться между съемкой со штативом (моноподом) или без него. Единственным замечанием является то, что переключатели по бокам, отвечающие за управление системами автофокусировки и подавления вибраций, слишком маленькие, что особенно неудобно при съемке в перчатках.

С камерой

Объектив Nikon AF-S Nikkor 70-200 мм F2.8 G ED VR II (с камерой)

Объектив Nikon AF-S Nikkor 70-200 мм F2.8 G ED VR II (с камерой, вид сверху)

Объектив сравнительно большой и тяжелый, поэтому должен использоваться с соответствующими фотокамерами с массивным корпусом, к примеру, D300(S), D700 и D3. Он ощущается хорошо сбалансированным с камерой, лучше, чем предыдущая версия с тяжелой передней частью, но владельцам D300 и D700 вероятно будет удобнее работать с вертикальной рукояткой особенно при съемке в портретной ориентации.

Единственным раздражающим фактором в управлении объективом оказалась прорезиненная рубчатая область ухвата в передней его части, которая не имеет, на наш взгляд, никакого функционального предназначения. Нам показалось, что очень часто при попытке отрегулировать кольцо фокусировки на ощупь часто ухватываешься именно за эту область и понимаешь, что она не работает. Это незначительная проблема, которая действительно раздражает, только если из-за нее утрачен ценный кадр.

Потенциальные покупатели также должны иметь в виду, что объектив намного больше и тяжелее, чем большинство стандартных пользовательских телезумов, как, например, 70-300 мм VR, и скорее всего вам не захочется носить его весь день с собой, если взамен не будете получать хорошие результаты.

Автофокусировка

Объектив оснащен фирменным бесшумным приводом автофокусировки Nikon, который демонстрирует отличную производительность, практически беззвучный работу и лишен любых систематических ошибок. По нашим меркам, фокусировка показала себя очень быстрой и точной при ежедневном использовании на корпусе камер D300 и D3X. 70-200 мм VR II – это действительно один из тех объективов, на систему фокусировки которого можно положиться всегда. Стоит в очередной раз отметить, что скорость и точность фокусировки зависят от нескольких факторов, к которым относятся фотокамера, контрастность объекта съемки и уровень освещенности.

Элементы корпуса объектива

Объектив Nikon AF-S Nikkor 70-200 мм F2.8 G ED VR II (байонет)

В объективе используется байонет Nikon F, который спряжен с камерой через электронные контакты притом, что управление диафрагмой осуществляется механически с помощью металлического рычага. Модель также совместима с широким рядом телеконвертеров Nikon.

Резиновое уплотнение с внешней стороны байонетного крепления защищает от попадания пыли или воды внутрь камеры.

Объектив Nikon AF-S Nikkor 70-200 мм F2.8 G ED VR II (резьба под светофильтр)

Диаметр резьбы под фильтр составляет 77 мм, что является стандартным для профессиональных объективов и часто встречается в линейке Nikon.  Резьба не вращается во время фокусировки, и это особенно должно порадовать пользователей поляризационных фильтров.

Прочное резиновое кольцо вокруг резьбы под фильтр обеспечивает защиту передней части объектива от ударов.

Объектив Nikon AF-S Nikkor 70-200 мм F2.8 G ED VR II (бленда)

Лепестковая бленда HB-48 идет в стандартном комплекте с объективом, она крепится на переднюю часть байонетной оправы и фиксируется нажатием кнопки. Глубина бленды немного уменьшилась по сравнению с предыдущей версией и составляет 70 мм, также ее можно переворачивать для транспортировки.

Форма бленды указывает на то, что при смене объектива не рекомендуется ставить его вертикально на бленду, поскольку он может легко упасть.

Объектив Nikon AF-S Nikkor 70-200 мм F2.8 G ED VR II (кольцо зумирования)

Кольцо зумирования вращается на 80 градусов против часовой стрелки от широкоугольного (70 мм) до телефото (200 мм) диапазона. Прорезиненная область ухвата шириной 22 мм обеспечивает плавную и точную работу зума. Наряду с другими объективами зумирование в 70-200 мм F2.8 осуществляется полностью внутри.

Объектив Nikon AF-S Nikkor 70-200 мм F2.8 G ED VR II (фокусировочное кольцо)

Фокусировочное кольцо шириной 26 мм поворачивается примерно на 130 градусов по часовой стрелке от бесконечности до наименьшего фокусного расстояния 1,4 м. Оно не вращается во время автофокусировки, а постоянная система ручной фокусировки позволяет переключаться между режимами, если объектив находится в режиме M/A или A/M.

Фокусировка также осуществляется внутри, ход кольца плавный, точный с хорошим люфтом.

Объектив Nikon AF-S Nikkor 70-200 мм F2.8 G ED VR II (шкала расстояний)

Относительно небольшая шкала расстояний расположена между кольцом зумирования и фокусировки. Она имеет маркировку как в футах, так и в метрах, включает 5 расстояний и бесконечность. Фокусировочное кольцо также можно вращать за пределами отметки бесконечность, вероятно, для получения на изображении эффекта колебания температуры окружающей среды.

Объектив Nikon AF-S Nikkor 70-200 мм F2.8 G ED VR II (переключатели режимов)

Боковая часть корпуса объектива оборудована четырьмя переключателями. К селектору режимов фокусировки был добавлен еще один режим A/M, который отличается от M/A тем, что включает приоритет автофокуса, даже если во время съемки используется кольцо фокусировки.

Близкая дистанция фокусировки на ограничителе фокуса также изменилась из 2,5 до 5 м, что может понравиться спортивным фотографам.

Объектив Nikon AF-S Nikkor 70-200 мм F2.8 G ED VR II (переключатели режимов)

Два переключателя ниже отвечают за управлением стабилизацией изображения: верхний включает и выключает систему подавления вибраций, а нижний позволяет выбрать между обычным режимом (который включает функцию «automatic panning detection») и активным, который стабилизирует изображение по обеим осям.

Как и переключатель ограничителя фокусировки, переключатель режима подавления вибраций немного маловат и не всегда удобен в использовании.

Объектив Nikon AF-S Nikkor 70-200 мм F2.8 G ED VR II (штативное крепление)

Штативное крепление выполнено в удачном дизайне. При откручивании фиксирующего винта и нажатии на кнопку спуска отсоединяется только опора, а вращающееся кольцо остается прикрепленным к объективу. Затем опору можно использовать в качестве быстросъемной площадки и оставить присоединенной к штативу или моноподу.

Опора оснащена двумя резьбовыми муфтами, что позволяет использовать площадки «anti-twist», кроме этого, одна находится на самом объективе.

Заявленная светосила и фокусное расстояние

Объектив обеспечивает значения диафрагмы от F2.8 до F22 по всему диапазону фокусных расстояний.

Результаты тестирования

Качество изображения

Как всегда, наш студийный тест основан на сотне снимков, сделанных с помощью объектива с разными объектами съемки, и на их детальном изучении. Эти результаты позволяют подтвердить наши исследования и обнаружить другие аспекты, которые не проявились во время тестирования. Мы пришли к выводу, что 70-200 мм F2.8 VR II является стабильным объективом, постоянно обеспечивающим резкое, правильно сфокусированное изображение с минимальными погрешностями.

Блики

На корпусе 70-200mm F2.8 VR II в табличке с названием гордо сверкает большая золотистая буква 'N', указывающая на то, что в объективе применена новейшая фирменная система нанокристалического антибликового покрытия Nano-Crystal Coat для борьбы с засветками (интересно, что Canon решила не использовать собственную аналогичную технологию под менее коммерчески успешным названием – 'Sub Wavelength Structure Coating (SWC) «покрытие со структурой меньше, чем длина волны» – в своей последней версии 70-200 мм). В общем, на наш взгляд, объектив показал хорошую работу в сложных условиях освещения. Конечно же, антибликовое напыление не является решением всех проблем и в сложных ситуациях на изображении может появиться множество паразитных засветок.

Когда солнце находится в кадре, можно заметить совсем небольшое уменьшение контрастности – типичная диагональная паразитная засветка, которая увеличивается при уменьшении диафрагмы. Однако более проблематичным является ситуация, когда солнце находится за пределами кадра, но при этом все равно задевает передний элемент объектива. В этом случае изображение может значительно потерять контрастность из-за эффекта вуалирования.

70 мм F22, Nikon D3X

70 мм F4, Nikon D300

Еще одним фактором, усугубляющим данную проблему, является небольшая глубина бленды HC-48, идущей в комплекте, по сравнению с большинством аналогичных телезумов. Как показало специальное тестирование, бленда всего лишь на 25 мм глубже была бы достаточной для того, чтобы избавится от любого виньетирования на полнокадровом формате FX. Как выяснилось, бленда не всегда эффективно защищает объектив от проблематического освещения.

Размытие заднего фона («боке»)

Очень желаемый, но трудно измеримый аспект работы объектива – это возможность добиться плавно размытых зон, когда пытаешься отделить главный объект от фона, при использовании длинного фокусного расстояния и большого отверстия диафрагмы. Это всегда сложная задача, которая существенно зависит от расстояний между объектом съемки и задним фоном.

После сотни снимков, сделанных с объективом, нам показалось, что у него некого рода «раздвоение личности» в этом отношении. В частности, на близких расстояниях может возникать раздвоенное неэстетичное боке. Но более отдаленный фон очень плавно передается на изображении и, по-видимому, объектив рассчитан на то, чтобы чаще всего использоваться именно в подобных съемочных ситуациях.

Боке на близком расстоянии

200 мм F2.8, Nikon D300

Боке на отдаленном расстоянии

200 мм F2.8, Nikon D3X

33% кроп, нижний правый угол – неэстетичное боке

33% кроп, центральная область

Хроматические аберрации

Хроматические аберрации достаточно хорошо контролируются, но они становятся заметными на обоих концах зума. Напомним, что текущий модельный ряд зеркалок и недавно выпущенные камеры Nikon имеют встроенную автоматическую функцию обработки этих недостатков при съемке в формате JPEG, которая работает так же, как и ПО ViewNX при обработке RAW-файлов. Но при использовании любого конвертера стороннего производителя обязательно проявится характерная бахрома.

Ниже представлены примеры, полученные на Nikon D3X и обработанные с помощью конвертера Adobe Camera RAW. На фокусном расстоянии 70 мм заметна бахрома красно-голубого цвета в самом краю кадра, но учитывая, что это фрагмент 24-мегапиксельного полноразмерного изображения (100% кроп), было бы неуместно жаловаться на качество. На фокусном расстояние 200 мм присутствует небольшая бахрома, которую почти не видно из-за сочетания в основном сине-голубого цвета и совсем немного красного оттенка. В обоих случаях встроенная функция обработки изображения в формате JPEG очень эффективно удаляет любые хроматические аберрации.

D3X, 70 мм F8

RAW + ACR

D3X, 200 мм F2.8

RAW + ACR

100% кроп, верхний левых угол кадра

100% кроп, часть кадра слева

100% кроп, формат JPEG

100% кроп, формат JPEG

Если присмотреться поближе, то иногда также можно заметить небольшие хроматические аберрации в боке (пурпурного и зеленого цвета), но это, скорее всего, не будет проблемой для большинства пользователей.

70 мм F4, Nikon D300  

 

100% кроп, от центра слева

100% кроп, от центра справа

Выводы

Выводы «за»:

  • Отличное качество изображения на обоих форматах DX и FX, особенно при фокусном расстоянии 200 мм
  • Первоклассное качество сборки с уплотнением от попадания пыли и влаги
  • Отменная работа системы стабилизации изображения
  • Отличная работа системы автофокусировки с приоритетом ручной фокусировки

Выводы «против»:

  • Заметный эффект «дыхания фокуса» (focus breathing) – увеличение угла зрения при фокусировке на приближенные объекты
  • Уменьшилось максимальное увеличение по сравнению с предыдущей версией
  • Объектив немного подвержен к образованию бликов, когда непосредственно в кадре или близко к нему находятся яркие источники прямого света
  • Неудачный дизайн бленды – слишком мелкая и с кривыми краями
  • Немного неудобные переключатели AF и VR
  • Отсутствует кнопка блокировки афтофокуса (она заменена на нефункциональный ухват)

Общий вывод

Долгожданная наследница 70-200 мм F2.8 VR от Nikon всегда находилась под пристальным вниманием фотокритиков еще до своего релиза. Хотя первая модель показывала отличное качество на формате DX, все же она была известна за свои оптические недостатки на полнокадровых камерах, которые стали слишком заметны после выпуска Nikon D3. Хорошая новость заключается в том, что в новом объективе AF-S Nikkor 70-200 мм F2.8 G VR II были исправлены все эти недочеты – вместо размытия и затемнения по краям кадра на длинном конце зума в старой модели, была получена отличная работа на фокусном расстоянии 200 мм в новой версии.

Новый телезум 70-200 мм практически в любом отношении превосходит своего предшественника или же, по крайней мере, не уступает ни в чем ему. Касательно работы оптики – она практически не отличается, хотя было замечено, что новая версия имеет большую резкость на открытой диафрагме при 200 мм, но при этом немного теряет резкость при F2.8 на среднем диапазоне фокусных расстояний. На полном кадре отличия более заметны, особенно улучшение качества изображения на телефото конце зума. Резкость по краям увеличилась, виньетирование уменьшилось, уровень искажений значительно снизился, единственным ухудшением стало совсем небольшое увеличение количества хроматических аберраций. Качество изображения на небольшом фокусном расстоянии также радикально улучшилось. На нашем опыте еще ни один из тестируемых нами объективов не производил такого впечатления, как рассматриваемая модель от Nikon.

Не только оптические свойства приятно удивили, в отношении сборки и управления также практически ни к чему придраться, также порадовала хорошая сбалансированность объектива с камерой – отсутствует ощущение перевешивания вперед, присущее предшествующей модели. Система автофокусировки характеризуется быстрой, бесшумной и точной работой, механизм стабилизации изображения также на вершине. Мы обнаружили, что новая система стабилизации изображения VR II действительно позволяет использовать выдержки на 3-4 ступени длиннее обычных при съемке с рук. Нас также порадовало, что в новой версии была исправлена незначительная склонность предыдущей системы переключаться в обычный режим, когда этого не нужно. В целом, это означает, что объектив позволяет делать снимки каждый раз без особых хлопот – именно это и требуется от профессионального рабочего инструмента.

Конечно же, не обошлось и без недостатков. Наиболее очевидным из которых является заметное увеличение угла зрения на близких фокусных расстояниях (известное также как «дыхание фокуса»), это означает, что несмотря на увеличенное минимальное расстояние фокусировки в новом объективе, все же его максимальное увеличение уменьшилось. Этот недостаток имеет значение для пользователей, которые часто снимают на фокусном расстоянии 200 мм и с относительно близких дистанций, поэтому нужно тщательно обдумать, станет ли это условие препятствием для получения желаемого результата (вы не сможете повторить на изображении такие крупные планы, как с помощью старой версии объектива). Однако мы не можем не сказать, что для большинства фотографов это не будет проблемой, в качестве компенсации они получат возможность съемки со значительно меньшего расстояния.  

Как выяснилось в ходе практического использования, ребристая резиновая область ухвата на передней части объектива, которая заняла область кнопок блокировки автофокуса в предыдущей модели, может вызывать некие неудобства. Ее можно легко спутать с кольцом фокусировки при попытке определить его местонахождение на ощупь. Эта не очень большая проблема, ее можно легко решить, например, заклеив эту область скотчем, что может показаться для некоторых даже излишним. Более важным является то, что данная прорезиненная область занимает место, где раньше находились три кнопки блокировки автофокуса, поэтому если вы часто их использовали в предыдущей версии объектива, то, возможно, это принесет вам существенные неудобства.

Еще один недостаток касается конструкции бленды объектива. Во-первых, она слишком мелкая, из-за чего менее эффективна в борьбе с бликами, образующимися в результате попадания яркого источника света вне оси. На наш взгляд, явных причин для подобной конструкции бленды не было, поскольку она никак не влияет на появление эффекта виньетирования на полнокадровом формате. Во-вторых, изогнутый профиль передних лепестков не позволяет поставить объектив с блендой на ровную поверхность в вертикальном положении, когда он не используется, поскольку, скорее всего, он упадет и разобьется. Отметим, что этот фактор может быть важен только для небольшого круга пользователей, к примеру, концертных фотографов, работающих в ограниченном пространстве. Все же мы бы хотели порекомендовать компании Nikon пересмотреть дизайн бленды и выпустить ее новую версию – объектив этого заслуживает.

В целом, не можно не прийти к выводу, что AF-S Nikkor 70-200 мм F2.8 G VR II является наилучшим объективом в своем классе, который нам приходилось когда-либо тестировать, и составляет идеальную пару лучшим профессиональным фотокамерам Nikon, например, D3S и D3X. Для фотографов, использующих фотоаппараты формата DX, нет особых причин менять старую модель, но для пользователей полнокадровых зеркалок преимущества нового объектива очевидны. Вопрос о том, как долго этот телезум от Nikon сможет находиться на вершине, остается открытым, учитывая скорый выпуск конкурентов 70-200 мм F2.8 от Canon и Sigma. Но пока объективу AF-S Nikkor 70-200 мм F2.8 G ED VR II нет равных в своем классе.

Nikkor 70-200 мм F2.8 VR II

Рекомендован для:

профессиональных фотографов и продвинутых фотолюбителей, ищущих отличное качество работы оптики в телеобъективе с переменным фокусным расстоянием.

Не рекомендован для:

пользователей, которые отдают предпочтение портативности и удобности над качеством

Общая оценка:

85%

В новой версии телезума 70-200 мм F2.8 от Nikon исправлены недостатки предыдущей модели, возникающие на полном кадре, а также установлена новейшая система стабилизации изображения. Объектив демонстрирует отличное качество работы как на формате DX, так и на полнокадровом FX, что удовлетворит потребности большинства требовательных фотографов.

Автор: Энди Уестлейк

По материалам dpreview.com
Перевод: Попиль Катерина