12 листопад 2002

Флэшметры Sekonic

Это происходит по нескольким причинам, главной из которых является возможность производить замер экспозиции в падающем свете. Кроме того, некоторые из таких приборов позволяют также оценивать контраст снимаемой сцены с помощью точечного замера, измерять освещенность в люксах и фут-канделлах, что позволяет им полностью "заменить" любую, даже самую сложную систему определения экспозиции, встроенную в камеру.

Замеряя экспозицию в падающем на объект свете (для этого необходимо стать возле объекта и направить интегрирующую полусферу экспонометра в сторону фотоаппарата), Вы абстрагируетесь от контраста сцены и от цветов объекта: полученная комбинация выдержки и диафрагмы будет попадать точно посредине динамического диапазона снимаемого сюжета. Разумеется, это не означает, что чрезмерно контрастная сцена получится на пленке со всеми светами и тенями (поскольку это зависит уже от пленки), но экспозиция, которую выдаст прибор, будет "формально" правильной для сцены любого контраста.

Для того, чтобы расширить возможности экспонометров-флэшметров, их снабжают еще одной разновидностью замера - точечным замером в отраженном свете, с помощью которого можно определить контраст сцены и принять соответствующее окончательное решение относительно экспозиционной пары выдержка\диафрагма. Здесь стоит упомянуть о том, что на сегодняшний день почти каждая полупрофессиональная зеркалка снабжена точечным замером, но избирательность такого замера будет сильно варьировать при изменении фокусного расстояния объектива, которым Вы пользуетесь. Так со "штатником" (фокусное расстояние 50 мм) точечный замер Вашей камеры скорее всего будет обладать углом зрения 15., а со сверх-широкоугольником - и того больше. И напротив, с длиннофокусниками, избирательность точечного замера камеры повышается. В отличие от встроенных в камеру систем экспозиции, точечный замер внешнего экспонометра всегда обладает неизменной очень высокой избирательностью (зум 1. - 4.), что сводит к минимуму возможность ошибиться при оценке контраста сложных сюжетов.

Основной особенностью экспонометров-флэшметров японской фирмы Sekonic является фильтрация светочувствительного элемента, которая повторяет спектральную чувствительность пленки, а не глаза (в частности их фотодиод менее чувствителен в красной и инфракрасной областях спектра). До сих пор производители флешметров предпочитали фильтрацию, повторяющую спектр чувствительности глаза, что позволяло увеличить общую светочувствительность прибора, но создавало риск ошибки при точечном замере по цветным зонам объекта, для которых чувствительность пленки сильно отличается от чувствительности глаза.

Из гаммы экспонометров-флэшметров, выпускаемой Sekonic, любой профессионал или любитель может выбрать более или менее сложную модель в соответствии со своими требованиями и целями. В этой статье мы рассмотрим две наиболее интересные для профессионалов и продвинутых любителей модели - Sekonic Super Zoom Master L-608 и Sekonic Zoom Master L-508, каждая из которых имеет версию "Cine", предназначенную для тех, кто занимается киносъемкой.

Экспонометр-флешметр Sekonic Super Zoom Master L-608 снабжен спот-видоискателем (без параллакса) с углом зрения 1.-4. и отображением замеров в самом видоискателе, что очень удобно, а также выдвижной интегрирующей полусферой для замеров в падающем свете.

Sekonic Super Zoom Master L-608 позволяет определять соотношение света вспышки и естественного освещения во всех режимах работы (приоритет выдержки и приоритет диафрагмы). Соотношение вспышка\естесственный свет отображается тремя способами:

1) общее значение экспозиции для вспышки и естественного освещения;

2) процент света вспышки в общем освещении; (пример различной интенсивности света вспышки по отношению к естественному освещению, который прибором отображается в процентном отношении) (Рис. 1)

3) одновременное отображение замера вспышки, естественного освещения и их суммы на аналоговой шкале.

Рис. 1

ЖК-индикатор с подсветкой отображает выдержки и диафрагмы с шагом в 1 или 1\2 EV для выдержек и 1\10 EV для диафрагм. Оба прибора позволяют измерять освещенность в люксах или канделлах\м2, а также определять экспозицию для различных скоростей затворов киноаппаратов.

Когда интегрирующая полусфера находится в поднятом положении, производится замер экспозиции в падающем свете для трехмерных объектов.

Когда интегрирующая полусфера опущена, производится замер в падающем свете для фотографирования любых плоских предметов (репродуцирования), а также измеряется контраст освещения, освещенность в люксах, либо разница яркостей студийных источников освещения (в EV).

Оба прибора предназначены в равной мере для кинооператоров и фотографов и позволяют определять экспозицию для киносъемки со скоростью от 2-х до 1000 кадров в секунду. В версии L-608 Cine можно выбрать также и угол раскрытия ротационного затвора кинокамер (от 5. до 270.). В обычной версии для различных углов раскрытия затвора кинокамер можно вносить соответствующую коррекцию экспозиции.

В режиме флэшметра аппарат может работать как с синхрошнуром, так и без него. Наиболее точным будет замер с синхрошнуром, но в тех случаях, когда он невозможен, аппарат "узнает" вспышку самостоятельно. Свет вспышки всегда замеряется для заданной выдержки (не должна превышать максимальную выдержку синхронизации со вспышкой вашей камеры), поэтому, если после того, как вы произвели замер, вы захотите изменить выдержку, его придется повторить. Как в беспроводном режиме, так и с синхрошнуром, аппарат может суммировать несколько (до 9-ти) вспышек, и выдает окончательную экспозицию (это может быть полезным при съемке в студии больших и статичных объектов, например, мебели, когда одной вспышки не хватает для нормальной экспозиции сцены).

Оба флэшметра снабжены еще одной полезной функцией - запоминание соответственно 3-х и 5-ти замеров экспозиции во всех режимах с последующим выведением средней для всех замеров экспозиции (кнопка AVE/EV).

Определение разницы яркостей источников освещения пригодится при работе в студии, когда необходимо убедиться в равномерности установленного света. Для этого интегрирующая полусфера должна быть опущена. Если у вас есть два источника света, например, главный и вспомогательный, нужно отключить вспомогательный источник и направить интегрирующую полусферу прибора на главный источник света с места объекта съемки и произвести замер. Внесите его в память (кнопка М\Clear). После этого, нажмите на кнопку AVE/EV, выключите основной источник света и включите вспомогательный. Направьте на него интегрирующую полусферу, и вы получите разницу между яркостями ваших источников света, отображаемую в EV, или в виде двух делений на аналоговой шкале прибора для более быстрой интуитивной оценки.

При использовании L-508 и L-608 в качестве люксметра, интегрирующая полусфера также должна быть опущена (производится замер освещенности в падающем свете, при этом прибор необходимо держать параллельно объекту съемки). Измерение освещенности объекта дает возможность рассчитать правильную экспозицию по соответствующим таблицам и используется в кинематографии.

Для того, чтобы измерить освещенность объекта в отраженном свете (измеряется в канделлах на кв. метр) используется спот замер. Такие измерения также используются в киносъемках для последующего определения (по таблицам) контраста сцены и правильной экспозиции.

Оба флэшметра снабжены корректором экспозиции +\- 9,9 EV (коррекция пригодится, если при съемке вы используете фильтры, либо при макро фотографии с использованием удлинительных колец). В памяти обоих приборов может храниться соответственно 5 и 7 компенсационных настроек для наиболее часто используемых фильтров. Отдельно можно приобрести "бустер" (светочувствительный элемент, который подсоединяется к флэшметру с помощью шнура) для замера через видоискатель "зеркалки" (его угол зрения - 60.). Есть также мини-рецептор с интегрирующей полусферой диаметром всего 12 мм для проведения замера на малых площадях, который может понадобиться при макрофотографии небольших предметов (украшений, монет).

Sekonic Super Zoom Master L-608 может работать со специальными устройствами радиосрабатывания Plus, MAX и MultiMAX компании PocketWizard, позволяющими запускать мощные вспышки на большом расстоянии (до 30-ти метров).

Оба флэшметра защищены от брызг, пыли и ударов, а обширный набор пользовательских функций позволяет персонализировать настройки приборов применительно к каждой конкретной съемочной ситуации. Учитывая тот факт, что собственная погрешность экспонометров-флэшметров Sekonic - +\- 0,1EV можно с уверенностью сказать, что они являются в высшей степени профессиональными инструментами определения экспозиции и могут представлять особый интерес для фотографов, которым приходится часто снимать в очень сложных условиях освещения на малоформатные камеры (спортивная фотография в спортзалах, бассейнах, промышленная фотография в производственных помещениях и т.п.), а также для владельцев средне- и крупноформатных камер, которые в силу своей конструкции вообще лишены систем определения экспозиции.

Кроме этих двух моделей, пристального внимания заслуживает также флэшметр Sekonic Flash Master L-358, который по своим функциональным возможностям практически полностью повторяет L - 608 и L - 508, с той лишь разницей, что спот-замер с углом зрения в 1., 5. и 10. в нем можно реализовать с помощью отдельно приобритаемого спот-видоискателя. Остальные отличия сводятся к отсутствию у L-358 пользовательских функций.

Более дешевые модели экспонометров-флэшметров Sekonic либо не обладают точечным замером (Sekonic Flashmate L-308BII), либо обладают им, но предназначены только для определения экспозиции в "непрерывном" свете (Sekonic Digilite L-318B). Фирма выпускает также единственную в своем роде модель точечного экспонометра-флэшметра Sekonic Dual Spot F L-778B, который позволяет максимально точно определять экспозицию в отраженном свете как при работе со вспышками, так и на натурных съемках.