30 червень 2009

Обзор объектива Sigma 10-20 мм F4-5.6 EX DC HSM

Вступление. Технические характеристики
Дизайн и управление
Результаты тестирования
Выводы

Вступление

Объектив Sigma 10-20 мм F4-5.6 EX DC HSM

10-20 мм F4-5.6 EX DC HSM является решением от Sigma для формата APS-C среди сверхшироугольных зумов, выпущенным в феврале 2005 года. Модель была представлена вместе с другими объективами в этом сегменте из-за растущей популярности цифровых зеркальных фотокамер с кропнутым сенсором. При этом 10-20 мм от Sigma имеет меньшую стоимость по сравнению с предложениями от других производителей в этом же секторе.

Оптическая конструкция объектива состоит из 14 элементов в 10 группах, включая три элемента из стекла со сверхнизкой дисперсией для минимизации хроматических аберраций и три асферических элемента для уменьшения искажений и других артефактов. При этом владельцы зеркалок от Canon, Nikon, Sigma и системы Four Thirds получают преимущество использования моторчика ультразвукового типа HyperSonic Motor (HSM) для быстрого и бесшумного автофокуса, тогда когда в версиях для байонета Pentax и Sony представлен отверточный тип соединения с корпусом фотокамеры. Обозначение DC указывает на то, что объектив предназначен для формата APS-C или сенсоров еще меньшего размера и не может быть использован с полнокадровыми камерами (из-за недостаточного круга изображения и возникновения эффекта виньетирования).

Конечно же, рынок не стоит на месте, к примеру, компания Tamron (пожалуй, наибольший прямой конкурент Sigma) недавно представила новую модель в этом же секторе - SP AF 10-24 мм F3.5-4.5 Di-II LD Aspherical (IF). В системе байонетов 4/3 Olympus выступила с Zuiko Digital ED 9-18 мм F4-5.6. Кроме этого, сама же Sigma недавно представила объектив с постоянной максимальной диафрагмой 10-20 мм F3.5 EX DC HSM, который вероятно будет продаваться вместе со своим старшим собратом с таким же фокусным расстоянием, но с меньшей светосилой в высшем ценовом сегменте. В этом обзоре мы узнаем, выдержит ли 10-20 мм F4-5.6 испытания перед лицом своих новых конкурентов?

Основные особенности

  • Сверхширокоугольный зум (эквивалентно 15-30 мм на формате 1.5x DX / APS-C)
  • Максимальная диафрагма F4-5.6
  • Доступны версии для байонетов Canon, Nikon, Sigma и 4/3 со встроенным ультразвуковым приводом фокусировки, а также для байонетов Pentax и Sony с системой фокусировки от корпуса камеры (без ультразвукового мотора HSM)
  • Предназначен только для цифровых зеркальных фотокамер с уменьшенным форматом кадра (APS-C / DX / Four Thirds)

Угол обзора

На нижеприведенных изображениях показаны снимки, сделанные на разном фокусном расстоянии (на байонете Nikon DX, 1.5x)

10 мм (эквивалентно 15 мм)

20 мм (эквивалентно 30 мм)

Технические характеристики Sigma 10-20 мм F4-5.6 EX DC HSM

Дата выпуска   Февраль 2005 года
Максимальный размер сенсора   APS-C/DX
Фокусное расстояние   10-20 мм
Фокусное расстояние в 35-мм эквиваленте  
  • 15-30 мм (1.5x DX)
  • 16-32 мм (1.6x APS-C)
  • 17-34 мм (1.7x Sigma SA)
  • 20-40 мм (2.0x Four Thirds)
Угол обзора по диагонали (APS-C)   109 - 60 градусов
Максимальная диафрагма   F4-5.6
Минимальная диафрагма   F22-32
Конструкция объектива   
  • 14 элементов в 10 группах
  • 2 элемента из стекла со сверхнизкой дисперсией (SLD)
  • 2 гибридных асферических элемента
  • 1 асферический элемент стекольной формы
Количество лепестков диафрагмы   6, скругленные
Минимальное расстояние фокусировки   0.24 м
Максимальное увеличение   0.15x
Тип привода автофокуса   
  • Ультразвуковой мотор (Hypersonic Motor) кольцевого типа (Canon, Nikon, Sigma, Four Thirds)
  • Полностью ручной фокус
Метод фокусировки   Внутренняя фокусировка
Стабилизация изображения  Нет
Резьба под фильтр   
  • 77 мм
  • Не вращается во время фокусировки
Аксессуары в комплекте*   
  • Передняя и задняя крышки объектива
  • Бленда
Вес   470 г
Размеры   83.5 мм (диаметр) x 81 мм (длина)
Байонет объектива   Canon, Nikon, Pentax, Sigma, Sony, Four Thirds

* Аксессуары в комплекте могут отличаться в зависимости от страны.

Дизайн и управление

Дизайн

10-20 мм имеет типичный для Sigma дизайн и сборку, а также покрыт знаменитой черной матовой отделкой. Объектив ощущается прочным и надежным с металлическим креплением и создает общее впечатление высокого качества материалов и конструкции. Расположение элементов полностью традиционное: кольцо фокусировки находится в передней части, кольцо зуммирования – в задней, а переключатель режимов фокусировки – с боку тубуса (версии для Canon и Sigma).

С камерой

Типично для широкоугольника этот объектив достаточно широкий и короткий, а его длина практически не изменяется при зуммировании и он остается хорошо сбалансированным на всех фокусных расстояниях. Модель, пожалуй, идеально подходит для цифровых «зеркалок» среднего уровня, но также является достаточно компактной для использования с менее габаритными камерами (к примеру, EOS 450D). Оба кольца, зуммирования и фокусировки, удобно ложатся в руку и легки в управлении во время съемки.

Стоит упомянуть, что этот объектив не всегда поддерживает встроенные вспышки, используемые в «зеркалках»; поскольку большинство из них покрывают только угол обзора, эквивалентный использованию 18-мм объектива. На больших фокусных расстояниях вспышка может повлечь к образованию неровного освещения кадра с угловым затемнением и к затемнению самого объектива в нижней центральной области кадра. Это считается абсолютно нормальным для широкоугольного зум-объектива. Если же вы хотите использовать эту модель со вспышкой, вам придется приобрести подходящую внешнюю вспышку.

Автофокусировка

Версии объектива для байонетов Canon, Nikon, Sigma и Four Thirds оснащены ультразвуковым моторчиком (HyperSonic motor), который демонстрирует очень хорошую работу на практике, обеспечивая быструю и почти бесшумную фокусировку. В этих моделях используется система кольцевого типа, предлагающая ряд преимуществ, например: кольцо ручного фокуса не вращается во время автофокусировки, а также режим фокусировки можно изменить с помощью рычажка на корпусе объектива. Это является большим плюсом для Sigma 10-20 мм по сравнению с его конкурентами (в этом классе только модели от Canon и Nikon имеют что-то похожее). Ультразвуковой моторчик также позволяет фокусироваться с помощью объектива на корпусах DSLR-фотокамер начального уровня от Nikon (D40 / D40X / D60).

Пользователям Sony и Pentax придется довольствоваться отверточной системой фокусировки, приводимой в действие от корпуса камеры. При этом важно помнить, что преимущества ультразвукового моторчика мене важны для «широкоугольника», чем для телефотообъектива. Стоит в очередной раз отметить, что скорость и точность фокусировки зависят от нескольких факторов, включающих фотокамеру, контрастность объекта съемки и уровень освещенности.

Элементы корпуса объектива

Sigma 10-20 мм выпускается в разных вариантах под цифровые зеркальные фотокамеры Canon, Nikon, Pentax и Sony. Все представленные ниже изображения сделаны на версии Canon EF, но все данные тестирования были получены с использованием объектива с байонетом Nikon.

Диаметр резьбы под фильтр 77 мм. Резьба не вращается во время фокусировки, что особенно приветствуется пользователями поляризационными фильтрами. Еще одна хорошая новость заключается в возможности использовать фильтры толщиной 18 мм, при этом не возникает эффект винъетирования и не требуется узкое крепление.

Лепестковая бленда входит в стандартный комплект объектива и надежно крепится к байонетной оправе. Она изготовлена из плотного черного пластика и оснащена литыми ребристыми выступами с внутренней стороны, которые позволяют уменьшить блики и засветки от рассеянного света в объективе.
Бленда переворачивается для компактной транспортировки, а диаметр 95 мм позволяет вместить ее в любую сумку.

Прорезиненное ребристое кольцо зуммирования шириной 13 мм обеспечивает плавный и точный ход. Оно вращается на 50 градусов по часовой стрелке от сверхширокоугольного до широкоугольного фокусного расстояния.

Передний элемент выдвигается на 4 мм при смене фокусного расстояния от 10 до 20 мм.

Фокусировочное кольцо шириной 12 мм вращается на 120 градусов по часовой стрелке от бесконечности до наименьшего фокусного расстояния 0.5 м. Оно не вращается во время автофокусировки, обеспечивая плавный и точный ход.

Версии объектива с HSM-приводом оснащены постоянной ручным фокусом, позволяющим пользователю осуществлять ручную фокусировку в режиме АФ.

Основная шкала расстояний показана как в футах, так и в метрах. Однако на объективе отсутствует маркировка глубины резкости.

Это окошко отсутствует в версиях для Pentax и Sony, оно заменено шкалой расстояний на кольце фокусировки.

Большой рычажок на боковой панели оправы объектива предназначен для переключения между автоматическим и ручным фокусом для модификаций под байонеты Canon и Sigma.

Заявленная светосила и фокусное расстояние

Ниже представлены значения максимальной и минимальной диафрагмы на соответствующих фокусных расстояниях.

Фокус. расстояние 10 мм  12 мм  17 мм  17 мм 20 мм
Макс. диафрагма F4 F4.5F4.8 F5.3 F5.6
Мин. диафрагма F22 F25 F29 F32F32

Результаты тестирования

Макрофокус

Широкоугольные зум-объективы обычно не предназначены для съемки крупным планом, модель от Sigma не является исключением. Максимальное увеличение составляет 0.14x при 20 мм, а минимальное фокусное расстояние – 25 см, обеспечивая рабочую дистанцию 12 см от объекта съемки до передней линзы объектива.

Качество изображения достаточно хорошее – резкое в середине, но размытое ближе к краям с заметным искривлением поля изображения. Наилучшие результаты, как и ожидалось, были получены на диафрагмах от F8 до F11.

Макро - охват 163 x 108 мм
Дисторсия: небольшая подушкообразная дисторсия
Размытие по углам: низкое
Фокусное расстояние: 20 мм (эквивалентно 30 мм)

 

Покрытие FX (Польный кадр)

Версии объектива для Nikon, Canon и Sony подходят для полнокадровых DSLR-фотокамер. На моделях Nikon (D3, D3X, D700) с кропнутым сенсором объектив автоматически переключится в режим DX (и камера начнет снимать с уменьшенным разрешением). Круг изображения не полностью покрывает 35-мм полный кадр на любом фокусном расстоянии, как показано ниже, поэтому объектив не рекомендуется использовать на этом формате даже в чрезвычайных обстоятельствах.

10 мм

12 мм

14 мм

17 мм

20 мм

Специфические проблемы качества изображения

Как всегда, наш студийный тест основан на сотне снимков, сделанных с помощью объектива с разными объектами съемки, и на последующем их детальном изучении. Это позволяет подтвердить наши исследования и определить другие аспекты, которые не проявились во время тестирования.

Блики

Контроль над образованиями бликов является критически важной характеристикой сверхширокоугольного объектива. Sigma 10-20 мм в общем хорошо справляется с этим аспектом, но демонстрирует проблемы в более сложных условиях.

Когда солнце находится прямо в кадре на широком угле, заметны всего некоторые эффекты, но, как обычно, при затемнении диафрагмы для достижения большей глубины резкости увеличивается образование засветок. В таких ситуациях вам придется тщательно выбирать диафрагму для достижения баланса между резкостью и бликами.

Самой большой проблемой является съемка против солнца на больших фокусных расстояниях. Изображение ниже демонстрирует цветную засветку от рассеянного света по всему кадру. В данной ситуации рекомендуется обеспечить большее затемнение переднего элемента, чем это может предложить бленда.

10 мм F13, солнце находится в углу кадра

20 мм F5.6, сильный контровой свет

50% кроп, верхняя левая часть

50% crop, нижняя центральная часть

Хроматические аберрации

Хроматические аберрации мало заметны в объективе, а пример ниже показывает, что даже в самых трудных ситуациях, не стоит беспокоиться. Единственной незначительной проблемой является непростая форма ХА на широком угле, при этом цвет бахромы меняется по всему кадру, что усложняет ее полную коррекцию в специальных программах.

Пример ниже наглядно показывает данную проблему. Слева находится снимок, получен в результате конвертирования RAW-файла без коррекции хроматических аберраций, а справа – соответствующее JPEG-изображение, сделанное на Nikon D300 (эта камера осуществляет автоматическую коррекцию ХА). В результате видно,  что красно-циановая бахрома в левой части кадра практически полностью скорректирована, но сине-желтая в верхнем правом угле – нет.

Nikon D300, RAW + ACRNikon D300 JPEG

10 мм F11

100% кроп, левый край

100% кроп, верхний правый угол

На больших фокусных расстояниях уровень образования красно-циановой бахромы относительно ниже в углах кадра и значительно уменьшается при затемнении диафрагмы. Снимок, показанный ниже, является самым худшим примером подобной ХА. Справа мы снова поместили JPEG-изображение, полученное с помощью Nikon D300, чтобы можно было оценить качество коррекции ХА.

Nikon D300, RAW + ACRNikon D300 JPEG

20 мм F5.6

100% кроп, верхний левый угол

Размытие по углам кадра и на больших диафрагмах, искривление поля изображения

Наш студийный тест показал, что Sigma 10-20 мм не особо резкий объектив в большинстве параметров – на больших отверстиях диафрагмы модель демонстрирует значительное размытие ближе к краям и углам кадра, это продолжается и на средних фокусных расстояниях (12-14 мм), даже при затемнении диафрагмы. Ниже проказан этот эффект в результатах, полученных в реальных условиях.

На широком конце зума резкость в центральной части хорошая при F4 и немного улучшается при затемнении диафрагмы. Если же посмотреть на край кадра, ситуация изменяется в худшую сторону, демонстрируя проблемы с резкостью на F4, но также значительно улучшается при F8. Этот объектив из разряда тех, который не стоит использовать на больших отверстиях диафрагмы, если этого можно избежать. Но также хорошей новостью является то, что вам редко это может понабиться.

10 мм F410 мм F8

Nikon D300

100% кроп, центральная часть

100% кроп, верхняя правая часть

100% кроп, нижний правый угол

Проблемы также присутствуют и на среднем диапазоне зуммирования. Так, на примере ниже можно также увидеть эффекты искривления поля изображения. Резкость в центральной части на больших диафрагменных отверстиях высокая, но ближе к краю и углам кадра она значительно падает. При затемнении диафрагмы на 2 стопа верхняя левая часть снимка остается размытой, а нижний левый угол становится достаточно резким. Это не смотря на то, что глубина резкости в этой ситуации более чем достаточна. В общем, такое поведение Sigma 10-20 мм делают результаты, полученные на нем в реальных условиях довольно неоднозначными.

14 мм F4.814 мм F9

Nikon D300

100% кроп, центральная часть

100% кроп, верхняя левая часть

100% кроп, нижний левый угол

Выводы

Выводы – За:

  • Самый широкий угол в своем классе
  • Низкий уровень хроматических аберраций
  • Быстрый и тихий ультразвуковой моторчик автофокусировки
  • Хорошее качество сборки

Выводы – Против:

  • Не равномерная резкость по кадру (частично из-за искривления поля изображения)
  • Заметные комплексные искажения на 10 мм

Общий вывод

Модель Sigma 10-20mm F4-5.6 EX DC HSM, по крайней мере, на бумаге является очень привлекательным решение для пользователей камерами с форматом сенсора APS-C, нуждающихся в ультраширокоугольном зум-объективе. Среди основных особенностей – 10-мм широкий угол обзора и ультразвуковой моторчик фокусировки, что вместе с хорошей ценой представляет весьма привлекательное сочетание. На практике все эти моменты в большей мере эффективно реализованы. В оптическом отношении объектив демонстрирует надежную работу, качество сборки, как всегда, соответствует высоким стандартам Sigma, при этом фокусировка достаточно быстрая, тихая и точная. Пока все хорошо.

Если копнуть немного глубже, начинают проявляться проблемы. Искажения на широком угле с сильным бочкообразным эффектом, локализированным ближе к углам кадра, могут очень негативно повлиять на архитектурные снимки, кроме этого, такую дисторсию очень сложно скорректировать с помощью специального программного обеспечения. Но наибольше вопросов возникает по поводу резкости объектива и в частности непоследовательной его работы во всем диапазоне зуммирования по всей области кадра. Качество хорошее на 10 мм и между 17 и 20 мм, также при затемнении диафрагмы до F8 или F11 результаты остаются в пределах допустимого. Но на всем промежуточном диапазоне снимки получались размытыми по большей области кадра, даже на F11. Все это дополняется эффектом искривления поля изображения, что ведет к неестественным результатам, поскольку объекты, которые должны быть в зоне глубины резкости иногда неожиданно могут получаться нерезкими. Поэтому рекомендуется уделять дополнительное внимание фокусировке, особенно при съемке с относительно близких расстояний, в таких случаях лучше всего использовать точки фокусировки, смещенные от центра (или даже лучше – ручной фокус в режиме live view), чтобы убедится, что объект точно находиться в зоне резкости.

При сравнении с другими широкоугольниками для формата APS-C, к примеру, Tamron 10-24 мм F3.5-4.5 Di-II, модель от Sigma немного уступает ему по резкости в центральной области кадра на диапазоне фокусных расстояний от 10 до18 мм и имеет больше проблем с искажением. Но, в общем, модель Sigma 10-20 мм демонстрирует лучшую резкость при съемке на больших отверстиях диафрагмы и показывает лучшие результаты по углам кадра по всем параметрам, меньше страдает от хроматических аберраций, а также имеет лучшее качество и систему фокусировки. Касательно байонета Four Thirds в Sigma 10-20 мм есть конкурент – новинка Olympus Zuiko Digital ED 9-18 мм F4-5.6, которая предлагает больший угол обзора и высококлассную оптику в более легком и компактном корпусе, но соответственно имеет большую стоимость.

Подводя итог, можно сказать, что Sigma 10-20 мм F4-5.6 EX DC HSM является надежным, хорошо сконструированным широкоугольником с хорошими рабочими характеристиками, которые оправдывают его популярностью и достойные результаты. Он не обязательно станет для вас основным объективом, но к нему стоит присмотреться.

Аспект

Оценка (наивысший бал - 10)
Байонет Nikon F

Качество сборки     

8.0

Эргономика и управление     

8.0

Функциональность     

8.0

Качество изображения     

7.5

Цена     

8.0

Автор: Энди Уестлейк

По материалам dpreview.com
Перевод: Попиль Катерина