06 лютий 2003

Средний формат. За и против...

Хотите иметь возможность в процессе съемки моментально поменять слайд на негатив или на черно-белую пленку?

Хотите, чтобы ваши пейзажи печатались в виде календарей 60х70 см?

Хотите за 2 минуты получить пробный отпечаток будущего снимка в натуральную величину на материале Polaroid?

Хотите снимать со вспышкой на полную мощность при 1\500 - 1\1000 сек?

Если да, то вам придется серьезно задуматься о возможностях среднеформатных систем.
Это соверщенно другая философия съемки. Полная модульность, которой обладают большинство среднеформатных камер, обеспечивает такую гибкость в работе которая зеркалкам 24х36 и не снилась.
Если внимательно присмотреться к предложению на рынке среднеформатных камер, можно удивиться многообразию моделей и аксессуаров. Здесь присутствуют абсолютно разные по концепции модели - от старых двухобъективных до новейших автофокусных.

Попробуем сравнить основные особенности обоих форматов.

Прежде всего, линейка объективов
В каталогах ведущих производителей формата 24х36 присутствуют самые разные объективы, как говорится на все случаи жизни. Каталоги Canon и Nikon насчитывают более 50 объективов каждый, от "fisheye" до 1500 миллиметровика.
Линейки объективов ведущих производителей среднеформатных камер выглядят гораздо скромнее: в среднем, они содержат 3-4 широкоугольника (экв. 24, 28 и 35 мм), штатник (чаще всего 80 мм f/2,8), макрообъектив, tilt/shift объектив и несколько телевиков средней светосилы, иногда 1-2 зума.
Этого вполне хватает для работы в тех областях, где используется средний формат.

Затворы
Как известно, все затворы делятся на фокальные (расположенные перед пленкой) и центральные (расположенные внутри объектива). Центральные затворы издавна были привилегией среднеформатных камер. Их основной недостаток - невозможность добиться выдержек короче 1\500 - 1\1000 сек. Их основное преимущество - синхронизация со вспышкой со всеми выдержками. Производители среднеформатных камер в последнее время предлагают потребителям компромисс: камера изначально оборудована фокальным затвором (который синхронизирован со вспышкой при 1\30-1\60 сек.), а для специальных съемок со вспышкой используются объективы с центральным затвором.

Видоискатели, фокусировочные экраны и тест глубины резкости
Почти все среднеформатные камеры оборудованы сменными видоискателями и фокусировочными экранами, тогда как из камер 24х36 только Nikon F5
обладает сменным видоискателем. Поменять фокусировочные экраны в среднеформатной камере очень легко - после снятия видоискателя к ним открывается прямой доступ. У малоформатных камер и некоторых последних моделей автофокусных среднеформатных с несъемным видоискателем фокусировочные экраны меняются через байонет объектива, что менее практично. Для профессионалов съемные фокусировочные экраны являются большим преимуществом. Все среднеформатные зеркалки оборудованы тестом глубины резкости, и научиться извлекать из него пользу абсолютно необходимо.

Пленка
Впервые использовать в фотоаппаратах кинопленку шириной 35 мм с двойной перфорацией попробовал создатель фотоаппаратов Leica Оскар Барнак. Так родился формат 24х36 мм.
Среднеформатные камеры используют пленку без перфорации, намотанную на катушку. Ее полезная ширина составляет 56 мм (рабочая площадь формата 6х6 равна 56х56 мм, а формата 6х7 = 56х72 мм). Есть два типа среднеформатных катушек - 120 и 220. Катушка 220 снабжена короткой полоской защитной бумаги (ракорда) в начале и в конце мотка пленки, а в 120 пленка полностью закрыта бумажным ракордом со стороны подложки. Таким образом, катушка 220 содержит больше кадров. Кроме системы DX-кода у пленки Fuji, которую распознают только среднеформатные камеры этой фирмы, другой автоматики для определения чувствительности пленки нет.
Что касается разнообразия пленок, то здесь можно говорить о паритете.

Наводка на резкость: ручная или автофокус?
Pentax 645N
AF стал первой автофокусной среднеформатной зеркалкой. До него автофокусировкой обладали только компакты Fuji 645.
Большая площадь фокусировочного экрана в среднеформатных камерах позволяет очень точно наводиться на резкость, в некоторых камерах для максимально точной наводки используются шахтные видоискатели с лупой х10. Наиболее удобен фокусировочный экран, в котором все поле кадра разделено горизонтальными и вертикальными линиями на 3 равные части. Он позволяет максимально точно компонировать снимок и избегать наклона по отношению к линии горизонта. Все это делает процесс съемки на среднеформатную камеру чрезвычайно комфортным. Серьезным упреком производителям современных камер 24х36 может стать тот факт, что в погоне за миниатюризацией они снизили увеличение видоискателя, а это лишь усложнило точную ручную наводку на резкость и визуальную оценку глубины резкости (сравните видоискатель у Nikon F801 и Nikon F90Х
).

Моторный привод
Он есть почти у всех современных зеркалок 24х36 (конструкция "с моторчиком" производителям экономически более выгодна, чем классическая система ручной перемотки пленки - взвода затвора). У среднеформатных камер случай сложнее. У каждого производителя здесь свой подход в зависимости от предназначения камеры. Между Rollei 6008 со встроенным мотором и полностью механическими камерами есть еще масса промежуточных вариантов в виде различных виндеров.

Система замера экспозиции
Многозонный замер появился на среднеформатных камерах совсем недавно. Большинство старых моделей вообще лишены какой либо автоматики, а у некоторых в сменных видоискателях реализованы спот и замер по центральной части кадра.
В большинстве случаев средний формат подразумевает использование самостоятельного экспозиметра-флешметра, что в конечном итоге дает еще большую эффективность, чем самый современный многозонный замер.

Изучая аргументы "за" и "против" для обоих форматов можно прийти к выводу, что у каждого из них есть свои преимущества, и каждый может быть с максимальной степенью эффективности использован там, где другой не в состоянии проявить себя.
Следует признать, однако, что все камеры 24х36 похожи друг на друга, и работают по одним и тем же принципам, тогда как в области среднеформатной фотографии можно найти все - от классических моделей Hasselblad серии 500 до дальномерных камер со сменными объективами и больших компактов со встроенной вспышкой, а также панорамных камер и студийных 6х9, работающих с цифровыми приставками!

Но в чем же основное преимущество среднего формата? Оно в лучшей передаче мелких деталей и фактур, в другой моделировке изображения.

Резкость и моделировка изображения
Прежде всего, размер изображения.
Для того, чтобы получить фотографию размером 30х40 см снимок формата Х нужно увеличить в следующее количество раз:

  • Для 24х36: х11,1
  • Для 45х56: х7,1
  • Для 56х72: х5,6
  • Для 56х90: х4,4

Если взять за точку отсчета формат 6х9 то получим следующее соотношение увеличений:

  • 56 x 90 : x 1;
  • 56 x 72 : x 1,25;
  • 45x56 : x 1,6;
  • 24x36: x 2,5.

Это означает, что для того, чтобы получить отпечаток формата 30х40, негатив формата 24х36 должен быть линейно увеличен в 2,5 раза больше, чем негатив 56х90!

Фокусное расстояние, формат, угол зрения и резкость
Для некоторого данного фокусного расстояния угол зрения возрастает с увеличением формата изображения. Поэтому 50-миллиметровик, который считается штатником для формата 24х36, в среднем формате становится широкоугольником. В таблице 1 приведены приблизительные соотношения фокусного расстояния и угла зрения для различных форматов.
Но большая площадь формируемого изображения требует изменения оптической конструкции объективов, поэтому и речи быть не может о том, чтобы использовать 50 мм для 24х36 в качестве широкоугольника для 6х6.
Необходимость создавать большее по площади изображение приводит к тому, что у среднеформатных объективов разрешение и микроконтраст меньше, чем у малоформатных, поэтому, если попытаться использовать среднеформатную оптику на 24х36, изображение может показаться малоконтрастным, нечетким.

Таблица 1. Горизонтальный угол зрения объектива в зависимости от фокусного расстояния и формата кадра 

Фокусное расстояние

Форматы

24x36

6x6

6x7

6x9

40 мм

49.

66.

72.

80.

50 мм

40.

56.

65.

72.

60 мм

33.

46.

53.

59.

80 мм

25.

36.

42.

49.

100 мм

20.

30.

35.

42.

150 мм

13.

21.

25.

31.

200 мм

10.

16.

19.

24.


Формат, зернистость и моделировка изображения
Любое изображение на фотопленке формируется в результате образования скоплений зерен металлического серебра (черно-белая фотография) или органических красителей, приклепляющихся к этим же зернам серебра, которые потом удаляются в процессе отбеливания (цветная фотография). До тех пор, пока эти скопления образованы достаточно малыми зернами серебра, человеческий глаз будет их воспринимать как однородную поверхность. Но если взять пленку с крупным зерном, его собственная структура, накладываясь на текстуры фотографируемых объектов, разрушает их. Отсутствие зернистости - залог нормального восприятия картинки. Для конечной фотографии некоторого заданного формата, отсутствие зернистости будет определяться двумя параметрами: собственной зернистостью пленки и степенью увеличения снимка при печати. Последний фактор является решающим, поскольку пленки для всех форматов абсолютно идентичны.
Чтобы меньше пришлось увеличивать снимок, он сам должен быть больше, поэтому для увеличений до 40х50 см, 50х60 см, 60х80 см и более, средний формат незаменим.
Хорошо известное правило, которое гласит, что рассматривать любое изображение необходимо с расстояния, равного диагонали формата этого изображения, на самом деле никогда не соблюдается. Зритель всегда стремится приблизиться к снимку (аккомодация глаза наиболее легко производится на расстоянии 30-40 см), и даже если ему впоследствии придется отойти на несколько шагов, чтобы охватить глазом всю фотографию, подсознательное восприятие зернистости (или ее отсутствия) все равно повлияет на общее впечатление.

Размер объекта на снимке
Еще один фактор, влияние которого трудно переоценить.
Конечное восприятие фотографии непосредственно зависит от размера объекта на снимке. При тщательном рассматривании дистанция аккомодации глаза снижается до 25-30 см. Именно с такого расстояния наш глаз способен различать мельчайшие детали изображения. До тех пор, пока глаз "находит" привычные для него мелкие детали объектов на снимке, этот снимок воспринимается легко, автоматически, пусть это даже будет журнальный разворот, сделанный с исходного формата 24х36. Более того, если речь идет о макрофотографии, с увеличением в х0,3 - х2 раза, зритель увидит на фото такие детали, которые он не смог бы разглядеть невооруженным глазом. В результате, у него сложится общее впечатление об очень высоком качестве снимка.
Иначе обстоит дело с большими объектами. И особенно, с самым большим из всех - пейзажем.
В жизни, рассматривая реальный пейзаж, мы подсознательно воспринимаем в нем как мелкие детали довольно небольшие предметы (веточки и листву деревьев, стебли травы, черепицу крыш и т.п.). Спроецированные на пленку формата 24х36, эти детали приближаются по своему размеру к размерам зерен серебра ее эмульсии, то есть пленка используется "на пределе" своих возможностей.
Средний формат, напротив, обладая приблизительно в два раза большим фокусным расстоянием для заданной площади кадра, создает на пленке в два раза большее изображение, в результате чего мелкие детали не разрушаются собственной зернистостью пленки. Именно поэтому он в большей степени пригоден для больших увеличений.
Наилучшим доказательством всего вышесказанного может быть формат APS (Advanced Photo System), который в состоянии воспроизводить объекты крупным планом, но не подходит для пейзажей, поскольку мелкие детали изображения оказываются меньше, чем зерно пленки. Именно по этой причине производители камер APS не снабжают их настоящими широкоугольниками.
Чтобы получить отпечаток формата 40х50 см или 60х80 см изображение на пленке формата 24х36 необходимо увеличить в 15 и 20 раз соответственно. При таких увеличениях зернистая структура пленки становится непоправимо заметной.
Если же вы располагаете оригиналом формата 6х9, то его увеличение в 10 раз даст снимок 60х90 см, а для того, чтобы получить снимок 30х40 см, его понадобится увеличить всего в 4,5 раза (что для 24х36 дает снимок 10х15 см).

Резкость и лучшая диафрагма
Уже говорилось о том, что использовать среднеформатные объективы с камерами 24х36 не всегда имеет смысл. Из-за того, что оптическая формула таких объективов рассчитана на создание изображения большей площади, их резкость и микроконтраст меньше, чем у малоформатных. Это, конечно же, не означает, что дешевый зум 100-300 мм для 24х36 при фокусном расстоянии в 120 мм даст лучшие результаты, чем среднеформатный Makro Planar Zeiss 120 мм для Hasselblad! Но, при сравнении объективов на FTM стенде (Nikon AF 50мм f/1,8 (для 24х36), Mamiya 110мм f/2,8 (для 6х7) и Mamiya 45мм f/3,4 (для 6х7)) результаты получились весьма красноречивые. Если сравнивать результаты, полученные только в центре кадра и при наилучшей для каждого из объективов диафрагме (рис. 1), то 50мм Nikon с легкостью выигрывает это соревнование. В диапазоне от 5 до 40 пар линий на мм его кривая значительно привосходит кривые двух других объективов. 110 миллиметровик Mamiya, рассчитанный на формат 6х7, хуже воспроизводит низкие частоты (от 5 до 20 пар линий на мм), что говорит о меньшем микроконтрасте. Также слабо он передает и высокие частоты (30-50 пар линий на мм), что говорит о меньшей разрешающей способности. Большая площадь формируемого изображения вынуждает создателей таких объективов искать оптический компромисс, который, в конечном счете, оказывается незаметен, именно по причине большой площади кадра.

Рис.1

Лучшая диафрагма
И здесь объективы для разных форматов ведут себя по-разному: объективы для 24х36 дают максимальное качество при средних диафрагмах f/5,6 - f/11, а среднеформатные объективы при более закрытых - f/16 и более.
Наилучшая кривая для Mamiya 110мм будет при f/16, а для широкоугольника Mamiya 45мм - при f/22. И это логично: при одинаковом угле зрения у среднеформатного объектива фокусное расстояние больше, а значит и диаметр диафрагмы также больше для каждого из ее значений. Напомним, что значение диафрагмы выражается как отношение f=F/D, т.е. равно фокусному расстоянию, деленному на диаметр входного зрачка, а это значит, что при большем фактическом диаметре диафрагмы при f/22 дифракция проявляется в меньшей степени.

В заключение можно сказать, что для каждого формата существуют виды съемок, в которых он проявляет себя лучше, чем другой. Использовать средний формат нужно для работы в студии, съемки пейзажей, предметов искусства и репродуцирования картин, а также там, где понадобятся очень большие увеличения. Для макрофотографии он не имеет особых преимуществ, разве что в случае, когда необходимо сделать большой постер с фотографией мелких предметов (наручных часов или колец). Для того, чтобы спроецировать маленький объект на большой кадр, его придется снимать с большим увеличением (х1,7 для формата 4,5х6 см). То же соотношение размеров "формат : спроецированный объект" на формате 24х36 будет достигнуто при воспроизведении объекта в натуральную величину (х1), а это значит, что можно снимать с меньшей потерей света.

Итак, преимущества "большого" кадра очевидны там, где нужны "большие" результаты, но на какой из камер (или на чьей системе) остановить свой выбор? Разобраться в предлагаемых различными производителями возможностях мы попробуем в следующей статье.