15 липень 2003

Сканирование фотографий и создание электронного альбома

Основное достоинство фотографии - возможность навсегда запечатлеть на пленке яркие моменты нашей жизни. Но это же свойство - неизменность - можно рассматривать и как недостаток, ведь при неудачной съемке нет возможности изменить освещенность или убрать известный эффект "красных глаз". Да и сами отпечатки вряд ли можно назвать вечными: со временем они пачкаются, царапаются, теряют яркость и цвет или просто теряются.

Красивым решением в данной ситуации является сканирование фотографий с их последующей обработкой в графическом редакторе и созданием фотоальбома на винчестере ПК или дисках CD-R/RW. Это позволяет избавиться от вышеперечисленных недостатков "бумажных" фотографий, вернуть им естественные цвета и защитить от разрушающего воздействия времени.

Семь раз отмерь...

Прежде чем браться за сканирование, нужно оценить сам оригинал, ведь как известно, из "ничего" ничего не образуется. Для оцифровки наиболее подходят снимки, отпечатанные на глянцевой бумаге - если для этих целей использовать оригинал с матовой поверхностью, его текстура появится в полученном образе.

Перед началом сканирования желательно дать сканеру некоторое время для прогрева. Не стоит забывать и о том, что содержание в чистоте стекла сканера избавит изображение от ненужных дефектов и значительно уменьшит время его обработки.

Беспроигрышный вариант: сканирование с оптическим разрешением сканера позволяет сохранить максимум деталей, оставляя "запас качества" и для последующего редактирования изображения

Оригинал необходимо класть лицевой стороной на стекло параллельно сторонам рабочей области сканера. Из-за того, что фотографию трудно положить прямо, ее часто кладут на край сканера, чтобы она выровнялась по его линейкам. Однако используемая в большинстве планшетных сканеров лампа дает неодинаковое освещение по своей длине, что наиболее заметно проявляется именно по ее краям. В результате полученное изображение будет иметь неоднородную освещенность. Чтобы избежать этого, рекомендуется все же располагать оригинал в центре планшета, а не возле края или в углу.

Сканирование представляет собой довольно сложный процесс, в ходе которого производится не только аппаратная оцифровка изображения, но и его передача в компьютер, обработка в драйвере сканера, передача в приложение. Все это требует больших ресурсов от ПК. Поэтому для ускорения процесса желательно закрыть неиспользуемые приложения и максимально освободить оперативную память.

Вызвав из графического радактора окно драйвера Twain, можно задать множество установок сканирования и предварительной обработки изображения, качество которого полностью зависит от правильного выбора значений этих параметров. В основном это относится к установке разрешения сканирования, точки черного и белого, яркости, контраста, цветовой гаммы и различных фильтров. Рассмотрим каждый из этих параметров более подробно.

Разрешение: когда "достаточно"?

Одна из самых важных характеристик будущего изображения - его разрешение, которое определяется в пикселях на дюйм (dpi) и выражает уровень детализации сканируемого объекта. Чем выше этот показатель, тем более точно будет отображен оригинал. Однако это не значит, что при выборе этого параметра следует руководствоваться принципом "чем больше, тем лучше".

Дело в том, что человеческим глазом оценить качество изображения можно только по его отображению на экране монитора, бумаге и т. п. А все устройства вывода в отношении качества картинки имеют некий "порог чувствительности". При дальнейшем увеличении разрешения уже не происходит улучшения качества отображаемого изображения. А с увеличением разрешения одновременно растет и объем выходного файла. Так, при сканировании с разрешением 300 dpi каждый квадратный дюйм оригинала представляется в цифровом виде 300х300 точками (всего 90 000 точек), а при разрешении 600 dpi - уже 600х600=360 000 точками. При двукратном увеличении разрешения размер файла вырос в четыре раза!

Выбор оптимального режима: серые и одноцветные изображения нет необходимости сканировать в цвете, часто достаточно режима Grayscale (в центре) или даже Bitmap (справа)

Поэтому при выборе разрешения сканирования следует руководствоваться дальнейшей судьбой изображения (для просмотра на экране монитора достаточно 75 dpi, печати на высококачественном принтере - 300 dpi). Если в дальнейшем предполагается увеличивать картинку, приведенные значения следует удвоить. Для получения максимальной четкости выбранное значение должно быть кратным оптическому разрешению самого сканера (при разрешении сканера 600 dpi оптимальными значениями будут 600, 300, 150 и 75 dpi).

Хитрости производителей

Наряду с оптическим разрешением производители часто указывают интерполированное, которое является результатом работы программы или электроники. В этом случае цвет недостающих точек рассчитывается по параметрам соседних. Естественно, это не добавляет четкости изображению, а лишь размывает его. Если в спецификации стоит что-то вроде 300/2400 dpi, то оптическое разрешение сканера составляет 300 dpi, а второе число - результат интерполяции.

Нередко указанное разрешение по вертикали в два раза превышает разрешение по горизонтали (например, 600x1200), что достигается уменьшением шага перемещения механизма сканирования в два раза.

Индивидуальный подход

Существенно уменьшить время сканирования и размер выходного файла может правильный выбор режима сканирования, который зависит от задачи. Для цветной фотографии, которая впоследствии будет распечатана на обычном лазерном принтере, и для широко распространенных в прошлом "черно-белых" фотоснимков оптимальным будет режим Gray (обычно 256 оттенков серого). При сканировании текста и однобитовых изображений (фотографии в газете) вполне достаточно режима Bitmap (черный и белый).

Если размер оригинала меньше размера рабочей области сканера (к примеру, оцифровка фото 10х15 на планшетном сканере формата А4), то после предварительного сканирования, когда сканер захватывает изображение низкого разрешения (20-35 dpi), нужно выделить только необходимую область. Это сохранит время при окончательном сканировании и дальнейшей обработке изображения в графическом редакторе.

Тоновая коррекция

При сканировании настоятельно не рекомендуется использовать всевозможные автокоррекции и фильтры. В дешевых сканерах SOHO их реализация оставляет желать лучшего, а применение затягивает процесс сканирования.

Если выделенная область после предварительного сканирования выглядит слишком яркой или слишком темной, первым побуждением часто бывает использование настройки яркости (brightness). Это решение логично, но ошибочно, так как ведет к необратимой потере информации.

При правильных установках качественно оцифровать темный оригинал можно даже на устройствах среднего класса

Дело в том, что при изменении яркости происходит одновременный сдвиг значений интенсивности всех цветовых каналов в соответствующую сторону. При этом значения, близкие к максимальному или минимальному, могут быть потеряны. Например, значения интенсивности двух соседних точек были равны 235 и 250. После увеличения яркости на 20 единиц интенсивность первой приняла максимальное значение 255.

Но такое же значение в результате будет и у второй точки. Цвета точек стали одинаковыми, а сами они слились. Соответственно, абсолютно черная точка примет значение 20, т. е. на изображении будет отсутствовать черный цвет и оно станет блеклым. Поэтому более правильным в данной ситуации будет использование настройки гаммы (gamma), когда потери информации существенно меньше. Рекомендуемые значения этой величины для сбалансированного оригинала - 1,5-1,6, для затемненного - 1,8-1,9, а для светлого - 1,2-1,3.

Конфликт растровых сеток

В процессе сканирования печатных материалов (фото из журналов), может оказаться, что изображение содержит раздражающие узоры. Это говорит об образовании муара - результата наложения (интерференции) новой и предыдущей растровой структуры.

Многие драйверы сканеров имеют фильтры подавления растра, но пользоваться ими стоит с осторожностью: при неправильном задании параметров фильтра заодно с растром можно подавить и четкость изображения.

Удачное сочетание: основное окно программы ACDSee представляет собой комбинацию возможностей Windows Explorer и программы просмотра изображений

Функции подавления растра содержат также многие графические редакторы. К примеру, можно применить фильтр Despeckle (удаление пыли) в редакторе Adobe Photoshop. Это приводит к смягчению (размытию) всего изображения, при котором, однако, возможны и потери мелких деталей (ресницы на лице). Этим же фильтром можно воспользоваться и для удаления зерна пленки с отсканированной фотографии.

Есть и другой способ избавиться от муара. Отсканируйте оригинал с намного большим разрешением (лучше с оптическим разрешением сканера). После коррекции гаммы и цвета в редакторе примените эффект размытия (Blur) или Despeckle, а затем уменьшите изображение до требуемого размера (четкость при этом, как правило, возрастает). В качестве способа интерполяции рекомендуется выбрать Bicubic.

Еще лучших результатов можно достичь, применяя фильтр не ко всем цветовым каналам (красному, зеленому и синему в модели RGB) одновременно, а только к синему, что позволит подавить муар или уменьшить зернистость, не размывая всего изображения.

Мистические цвета

Может случиться и так, что отпечатки с одной и той же пленки в разных фотолабораториях сильно отличаются друг от друга. Это говорит о наличии в них цветового сдвига (преобладания одного оттенка), что может быть вызвано многими причинами (качество пленки и фотобумаги, условия освещения и т. п.).

Цветовой сдвиг не всегда легко обнаружить. Если среди инструментов используемого графического редактора есть аналог Eyedropper ("пипетка"), можно проверить соотношение цветовых компонент на участках изображения, которые должны быть белыми. Преобладание одного или двух цветов в данном случае говорит о существовании цветового сдвига и его направлении.

Калибровка - необходимое условие успеха

Какими бы ни были параметры настройки сканера, качество и цветопередача существенно меняются в зависимости от используемого монитора или принтера. В результате изображения, которые хорошо выглядят на экране монитора, необязательно будут также хороши на распечатке.
Для того чтобы сканер и монитор, на котором будут просматриваться и обрабатываться отсканированные изображения, "говорили на одном языке", они должны быть соответствующим образом откалиброваны.

Признак качества: специальный образец IT-8 помогает максимально точно настроить цветопередачу сканера


Калибровка дорогих моделей сканеров производится по специальному образцу, в качестве которого чаще всего выступает образец IT-8, совместно разработанный фирмами Agfa, Fuji и Kodak. Эта образцовая карта содержит области с точно определенными цветами и элементами. Калибровка сканера осуществляется в результате сопоставления результатов оцифровки образца и данных производителя, поставляемых в комплекте с устройством. Этот процесс следует периодически повторять.

Более дешевые модели сканеров используют для калибровки автоматическую систему, включающую встроенный в крышку сканера цветовой клин. Перед сканированием оригинала производится сканирование клина CCD-блоком (Charge-Coupled Device), сопоставление полученных данных с заданными и соответствующая корректировка.

Калибровку мониторов можно осуществлять при помощи таких продуктов, как Adobe Gamma (автоматически устанавливается при инсталляции пакета Photoshop), Apple Monitor Calibration и других. При этом важно не активизировать одновременно более одной утилиты-калибратора, иначе результаты их работы будут воздействовать друг на друга и добиться приемлемых настроек будет трудно.

Грубую калибровку монитора можно произвести и вручную. Правильного отображения черного цвета можно добиться путем заполнения всей поверхности экрана абсолютно черным цветом (например, запустив стандартную экранную заставку Blank Screen (Пустой экран)) и последующей регулировкой уровня яркости на мониторе. Для установки белого цвета в любом графическом редакторе создайте область с чистым белым цветом. Приложите к экрану монитора лист чистой белой бумаги и добейтесь с помощью ручки регулировки контраста на мониторе максимального соответствия яркости белого.

Избавиться от этого недостатка позволяет цветовая коррекция, которая производится после внесения тоновых корректировок. Для этого в графическом редакторе, зная направление и величину цветового сдвига, нужно соответственно изменить вклад одного или нескольких основных цветов в зависимости от используемой цветовой модели (RGB или CMYK).

Выбор формата файла

Казалось бы, в сохранении файла на диск нет ничего сложного, однако и здесь есть свои тонкости.

Прежде всего, не спешите сохранять отсканированные изображения в формате JPEG, который предлагается по умолчанию во многих программах "поверхностной" обработки изображений, - это приведет к необратимой потере качества. При выборе конкретного формата нужно учитывать не только их особенности, но и дальнейшее использование картинки, необходимость последующего редактирования (некоторые форматы при каждом сохранении ухудшают качество изображения), печати, пересылки через Internet и т. д.

Формат изображения определяет не только его расширение, но и тип сохраняемой информации, ее количество, возможность открытия и редактирования файла в различных приложениях, его размер. Как правило, большинство графических редакторов имеют свои собственные форматы графических файлов. В них часто сохраняется, кроме самого изображения, различная служебная информация, поэтому выбор этого формата оправдан, если изображения будут подвергаться дальнейшей обработке.

Популярные графичиские форматы

ФорматРасширение файлаОбъем файла*Область примененияПримечание
TIFF (Tag Image File Format).TIF (LZW-компрессия)209 КБТипографская печатьНе может сохранять двухцветные изображения
BMP (Windows Bitmap).BMP225 КБМультимедиа, презентации, видеоНе поддерживается приложениями Macintosh
GIF (Graphics Interchange Format).GIF47 КБ**Просмотр на экране, InternetПередача только 256 оттенков, компактные размеры файла
JPEG.JPG73 КБ (минимальное сжатие)Просмотр на экране, InternetОчень компактные размеры файла, искажение изображения
TARGA.TGA225 КБ (без сжатия)Мультимедиа, презентации, видеоНе поддерживается многими приложениями для Macintosh
PCX.PCX206 КБМультимедиа, презентацииНе поддерживается некоторыми приложениями, является устаревшим

 

* - использовано изображение 320х240 точек при глубине цвета 24 бит, RGB
** - 256 индексированных цветов

Если сложно определить оптимальный формат сразу, можно сохранить изображение в формате TIFF без компрессии или с LZW-компрессией. Это позволит открыть файл для редактирования практически в любом графическом редакторе и избежать потерь качества.

Последние штрихи

Что же делать со всем этим количеством графических файлов, появившихся после сканирования ваших фото, которые, к тому же, могут и не лежать на диске в одной папке? Для облегчения просмотра, систематизации и управления изображениями существуют специальные утилиты, делающие работу с ними легкой и приятной.

Одна из наиболее популярных условно-бесплатных программ ACDSee предлагает весь необходимый набор функций для создания фотоальбома, включая возможность показа в режиме слайдшоу (вызывается комбинацией клавиш Ctrl+S или через меню Tools/Slide show), предварительный просмотр одновременно всех картинок в заданной папке и подпись изображений.

ACDSee может быть использована и для ввода изображений посредством сканера (меню File/Acpuire...) или их загрузки с цифровой камеры, а также для конвертирования файлов в наиболее распространенные форматы. Встроенный графический редактор ACD Photo Enhancer содержит применяемый для подавления муара фильтр Despeckle и позволяет изменить такие параметры изображения, как яркость, контрастность, гамму, точку белого и черного, насыщенность цвета.

Такое оснащение и возможности утилиты позволяют с успехом использовать ее на всех стадиях преобразования бумажных отпечатков в электронный фотоальбом.

Другая программа, PicturesToExe, предлагает совершенно иной подход - возможность создания одного исполняемого файла, содержащего в себе все изображения фотоальбома. После запуска созданного приложения содержимое будет показано в заданном режиме (полноэкранный или оконный) с применением различных эффектов.

Интерфейс программы интуитивно понятен, а среди поддерживаемых языков присутствует и русский. Процесс генерирования конечного файла также не представляет сложностей. Для этого достаточно выделить нужные файлы в левой части окна и нажать на кнопку "Добавить". Выделенные файлы будут занесены в список, согласно которому создается фотоальбом. Большое количество настроек позволяет генерировать как самостоятельные программы, так и экранные заставки Windows, добавлять фоновое воспроизведение звука.

Как можно заметить, основное влияние на качество конечного изображения оказывает правильное сканирование оригинала. А с использованием возможностей современных графических редакторов можно не только добиться минимальных потерь качества, но и избавиться от недостатков отдельных снимков и традиционных фотоальбомов в целом.


Глоссарий

Оптическое разрешение
(Optical resolution) - максимальное разрешение, обеспечиваемое сканером без применения интерполяции (расчета недостающей точки на основании информации о соседних).

Муар (Screen, Moir) - неприятные узоры, образуемые при наложении растровых сеток оригинала и сканера.

Оптическая плотность точки отражающего (непрозрачного) оригинала говорит о том, какую часть света точка поглощает, а какую отражает, и может лежать в пределах от 0.0D (идеально отражающая точка) до 4.0D (идеально поглощающая).

Динамический диапазон сканера описывает его способность различать тонкие изменения тона и определяется разностью между самыми светлыми и самыми темными воспринимаемы?ми тонами.

TWAIN - стандарт API таких периферийных устройств, как сканеры и камеры, позволяющий управлять ими непосредственно из программ? обработки изображения. С TWAIN должны быть совместимы все выпускаемые сканеры, цифровые фотокамеры и другие периферийные устройства ввода изображений.

RGB (Red-Green-Blue) - аддитивная цветовая модель, в которой нужный цвет получается смешением трех первичных цветов - красного, зеленого и синего. Отсутствие всех составляющих дает черный, а присутствие - белый цвет. Используется в основном для описания источников света.

В цветовой модели CMYK (Cyan-Magenta-Yellow-Black), используемой для описания отражающих свет объектов, каждый оттенок также образуется смешением трех цветов (голубого, пурпурного и желтого). Их сумма дает черный цвет, а отсутствие - белый. Четвертый цвет (черный) добавлен для улучшения и упрощения воспроизведения черных фрагментов изображения. Эта модель используется в типографиях при выводе изображений на печать и конвертируется в RGB с потерями.