25 червень 2003

Цифровое видение

Новейшие технологии невероятным образом упростили жизнь всем увлеченным фотографией. Цифровые веяния позволяют сократить финансовые и временные затраты на творческие (и не только) эксперименты.

С "цифрой" в руках легче сосредоточиться собственно на фото и не забивать себе голову мыслями о том, сколько кадров осталось и сколько пленки есть в запасе, не нужно выбирать минилаб, который бережно отнесется к драгоценному негативу и качественно сможет его отпечатать.

"За" и никаких "против"

Развитие цифровой фотографии сдерживается ее кажущейся дороговизной - "умный" цифровой компакт может стоить в несколько раз дороже пленочного аналога. Но подобный метод оценки весьма ограничен и далеко неполон.

Фотосъемка - это ведь не только затраты на фотоаппарат. В аналоговом фото - это покупка фотопленок, их обработка и печать с них. Именно здесь цифра и позволяет сэкономить. Снимки сохраняются на перезаписываемую практически бесконечное число раз флэш-память, результаты экспериментов, в большинстве случаев, можно увидеть сразу на ЖК-дисплее аппарата и при необходимости тут же исправить ошибку или усовершенствовать композицию. Наконец, в печать попадают только лучшие цифровые кадры, достойные того, чтобы оказаться на бумаге.

Как показывает практика, человек, использующий цифровой фотоаппарат, снимает гораздо больше своих товарищей с пленочной техникой - "цифра" подталкивает к творчеству. Продвижению "цифры" способствует и совершенствование технологий печати. Цветные фотопринтеры по стоимости опустились до вполне доступного уровня, а их возможности выросли до профессиональных. Процесс печати цифровых снимков заметно перекликается с технологиями прошлых десятилетий. Тогда фотолюбители получали необходимые кадрирования и визуальные эффекты с помощью фотоувеличителей и химикатов, сейчас эти же процедуры делаются на ПК с графическим редактором, причем гораздо проще, изысканнее и быстрее.

Немаловажным плюсом стала возможность печати цифровых фотографий в специализированных минилабах на классической фотобумаге. Вывод графических файлов стоит несколько дороже печати с пленки, но это скорее обусловлено новизной и неполной востребованностью подобных услуг. С увеличением спроса и конкуренции на рынке цифровой печати цены обязательно "либерализируются".

Профессиональный расчет

С момента появления до сегодняшнего дня качество и разрешение снимков с цифровых фотоаппаратов существенно возросло. Если ранее не могло быть и речи о том, чтобы цифровая камера заменила пленочную в студии "пестрого" журнала, то теперь это реальность. Профи получили цифровые инструменты для любых видов съемки. Трех-четырех-пяти-шестимегапиксельные зеркальные камеры, работающие со сменными объективами от пленочных родственников, позволяют получать снимки высочайшего качества, которое в некоторых случаях даже превышает возможности фотопленок.

Профессиональные цифровые "зеркалки" стоят по обывательским меркам "страшные деньги" - от $1500 до $5000 без объективов, но, как ни странно, они оказываются более чем выгодной покупкой для различных организаций, тесно связанных с фотографией, - при требуемом качестве, опять-таки, нет никаких затрат на пленку и ее обработку.

"Цифра" не только экономна, но и непревзойденно оперативна. Репортер получает результат съемки сразу и оперативно отправляет его в редакцию средствами Internet. Любитель же может без задержек поделиться с друзьями своими снимками, тогда как аналоговая камера вынуждает ждать завершения пленки, затем - ее оцифровки или пересылки отпечатанных фото традиционной почтой.

Память вместо пленки

Распространению цифровой фотографии благоприятствует также снижение удельной стоимости, используемой для хранения снимков, флэш-памяти. Сейчас модуль CompactFlash емкостью 256 МБ можно купить примерно за $100. Четырех-мегапиксельная камера может вместить на него около 90 кадров в RAW-формате (без потери качества), это с учетом того, что неудачные кадры легко удалять по ходу съемки средствами самого аппарата.

Выгодным дополнением к флэш-карте станет карманный жесткий диск с собственной системой управления и слотом для чтения флэш-накопителей. Такие устройства позволяют в путешествии, когда нет доступа к ПК, сохранить огромное количество снимков - емкости дисков в предлагаемых моделях компактных винчестеров колеблются от 5 до 40 ГБ. Стоят они дороже обычных HDD - младшие модели около $400-500, но все же "магнитный" мегабайт заметно дешевле полупроводникового.

Для долговременного архивирования фотографий как нельзя лучше подходят диски CD-R - их стоимость мизерна (пишущие приводы CD-R/CD-RW также доступны по цене), они компактнее бумажных фотоальбомов, и данные на них хранятся практически вечно. Кроме того, по прошествии времени найти нужную фотографию в цифровом архиве гораздо проще, чем в кипах отпечатанных фотографий или "складах" пленок.

Многообразие цифры

Справедливости ради стоит отметить, что еще рано говорить о полном списании пленочной фотографии - она проживет еще долгое время. Стабильность пленки обеспечена количеством уже выпущенной и все еще выпускающейся аналоговой фототехники. Свою роль играет и консервативность людей - к новшествам принято относиться осторожно. Кроме того, цифровой фотографии сложно завоевать такой солидный имидж, которым может похвастаться пленка, - молодые годы против десятилетий эволюции. Но, надо признать, что за довольно короткий срок жизни цифровая техника стала заметно совершеннее и смогла ощутимо потеснить пленочную.

С ростом популярности цифрового фото растет и разнообразие представленных моделей - от простейших, но ультракомпактных камер до полупрофессиональных. Профи стоят особняком, поглядывая на "младшеньких" несколько свысока. Свой выбор сможет сделать каждый - аппарат на любой вкус и кошелек непременно найдется.

Трансформируемый корпус камеры и различные варианты подвижных ЖК-дисплеев на цифровых аппаратах позволяют осуществлять автопортретирование, съемку с пояса и поднятых над головой рук

Среди камер начального уровня выделился класс настоящих ультракомпактов - аппаратики размером с кредитную карточку и толщиной со спичечный коробок. Эти устройства оснащаются CCD-матрицами, емкость которых не превышает 1,3 мегапикселя, да и физические размеры сенсоров также ничтожно малы. Как результат - линзы объектива не превышают в диаметре размеров булавочной головки. О возможности оптического приближения в таких мини-камерах речь даже не заходит. Цветных ЖК-дисплеев у них тоже не бывает - только монохромные экранчики, отображающие необходимый минимум информации о съемке. Два бесспорных преимущества ультракомпактов - низкая цена и их мини-габариты.

Среди полнофункциональных любительских камер, снабженных и цветными TFT-экранами, и Zoom-объективами, заметна тенденция к повышению стильности и компактности корпуса. Среди подобных аппаратов довольно ярко выделяется семейство Digital Ixus от Canon - устройства, заключенные в металлические корпуса в форме небольшого кирпичика. Когда такой компакт держишь в руке, появляется ощущение надежности, качества и высокого стиля.

Фототрансформеры

В одной из последних моделей от Nikon - CoolPix 2500 - оптический блок подвижен. В сложенном состоянии он сливается с корпусом аппарата, а в рабочем - как бы выворачивается из него. Дизайн модели 2500 достался ей от старшей линейки CoolPix 9xx. Корпуса камер этой серии состоят из двух частей, скрепленных одной осью, - трансформируемость корпуса позволяет снимать с пояса или поднятых над головой рук. С переходом Nikon на четырехзначную систему именования моделей, продолжением девятисотой серии стал CoolPix 4500, основным отличием которого от предыдущего аппарата CoolPix 995 является увеличенная с 3,3 до 4 мегапикселей емкость сенсора. Снимать из разных положений позволяют также подвижные ЖК-экраны камер. Среди современных аппаратов ими снабжены Canon PowerShot G2, Nikon CoolPix 5700, который, к сожалению, не успел поступить в продажу на момент проведения теста, и CoolPix 5000. Изменять положение экрана позволяют также камеры E-серии от Olympus, но они могут принимать только горизонтальное положение для съемки с пояса.

Возможность установить на "макушку" цифрового аппарата внешнюю вспышку открывает широкие горизонты для световых фотоэкспериментов



Расширение светом

Интересно, что перечисленные абзацем выше камеры оснащены так называемыми "горячими башмаками" для установки внешних системных вспышек. При их использовании фотосъемка переходит на качественно новый уровень. Благодаря большой удаленности от осевой линии объектива, внешняя вспышка практически исключает проявление эффекта красных глаз при прямой засветке. Хотя основным преимуществом такого источника света является поворотная головка, ее можно направлять в потолок, стену или другой импровизированный отражатель и получать на фотографиях естественные мягкие тона и тени.

Излучательные головки вспышек обычно обладают еще и возможностью менять угол освещения, за счет сужения которого повышается эффективная дальность "вспыха". Также внешние системные осветители часто "умеют" производить предварительный замер через объектив аппарата, в итоге на основной объект съемки попадает только нужное количество света - ни больше, ни меньше.

Альтернативой горячему башмаку на "макушке" камеры служит синхроконтакт. Он позволяет подключать вспышку к аппарату с помощью провода. Единственное "но" - простенький набор для подключения системной вспышки стоит, зачастую, неоправданно дорого. Системные синхроразъемы есть у таких камер, как Nikon CoolPix 995, Olympus C-2040, C-3040 и C-4040.

Коррекция "зрения"

Часто креативной душе фотолюбителя становится мало стандартных оптических возможностей его камеры со встроенным объективом. Для продвинутых пользователей многие производители предлагают специальные насадки на объективы некоторых из своих моделей.

Cинхроконтакт позволяет подключить к аппарату внешнюю вспышку приобретаемым отдельно спец-шнуром

Оптические преобразователи навинчиваются на резьбу для фильтров встроенного объектива, а если такой нет, то у основания оптики некоторых аппаратов часто предусматривается резьба для крепления специального переходника, на который уже, в свою очередь, и устанавливаются оптические насадки. На эти же переходники, в основном, можно "ставить" и стандартные фильтры с соответствующим указанному на переходнике диаметром. К оптически расширяемым аппаратам относятся все полупрофессиональные камеры Nikon, а также Canon PowerShot G2, многие модели Olympus и даже некоторые абсолютно любительские фотоаппараты из серии Photosmart от Hewlett-Packard.

Классификация "множеств"

Сравнительный тест цифровых фотокамер, несмотря на большое количество представленных в нем моделей, охватывает далеко не весь возможный диапазон устройств. Да и охватить его, пожалуй, невозможно - настолько велик рынок цифровых камер. Причем самый многочисленный и разномастный класс аппаратов - любительский, рассчитанный на различные слои непрофессионалов, нуждающихся в цифровой фотографии. Именно эти люди приносят компаниям основную часть доходов и именно за счет этого класса пользователей они отвоевывают друг у друга доли рынка цифровой фотографии.

В приведенной на следующих страницах таблице фотоаппараты разбиты на три группы. В первую вошли полупрофессиональные устройства, предоставляющие пользователю возможность контроля и изменения параметров экспозиции. Эти аппараты позволяют вручную устанавливать длительность выдержки и диафрагму, менять способ замера экспозиции, выбирать зону фокусировки и/или фокусироваться вручную.

Вторая и третья группы объединили в себе любительские камеры. Максимум, что позволяют некоторые из них, - выбирать сюжетную программу и вводить поправку к определенным автоматикой аппарата параметрам. Камеры разделены на группы по типу встроенных объективов. В одной - устройства с Zoom-оптикой, в другой - аппараты, имеющие объективы с фиксированным фокусным расстоянием.

Почему ЧИП рекомендует Nikon CoolPix 5000, Nikon CoolPix 2500, BenQ DC3310

Полупрофессиональный Nikon CoolPix 5000 создает практически идеальные, в техническом плане, изображения, за что и был заслуженно отмечен высшим баллом в категории "Качество изображения".

Камера также весьма удобна в обращении - благодаря выпуклой ручке она хорошо ложится в правую руку, при этом все функциональные кнопки словно просятся, чтобы их нажали. Корпус из магниевого сплава вселяет чувство надежности и высокого качества CoolPix 5000.

Вращающийся ЖК-дисплей повышает универсальность использования аппарата - можно постоянно контролировать экспозицию, глядя на экран практически под любым углом.

Любительский Nikon CoolPix 2500 c трехкратным Zoom-объективом приводится в готовность буквально парой манипуляций. В сложенном состоянии аппарат превращается в монолитную, хорошо защищенную "мыльницу". Кроме того, подвижность оптического блока дает камере ту же универсальность использования, что и трансформируемый дисплей у CoolPix 5000.

Стильный компакт предлагает также и высочайшее для своего класса качество картинки. Ну, а богатый набор сюжетных программ позволит получать идеально сбалансированные снимки в самых разных ситуациях.

BenQ DC3310 c "фиксированным" объективом, несмотря на кажущуюся простоту, оказался весьма оснащенным и функционально насыщенным аппаратом. В нем применена высокоемкая CCD-матрица в 3,14 эффективных мегапикселей, оптика обладает механизмом автофокусировки, которого нет у некоторых "коллег" по классу.

При работе со всеми тремя упомянутыми камерами не нужно также заботиться о покупке батареек, благодаря наличию в их комплектах литиевых аккумуляторов.

Обзор результатов тестирования

Однозначно говорить о том, что любительская камера "на столько-то баллов хуже/лучше" какого-то полупрофессионального аппарата - нельзя. Любительские и полупрофессиональные фотокамеры предназначены для различных людей, приоритеты которых при выборе той или иной техники индивидуальны и большей частью не пересекаются. Как правило, любительские камеры существенно дешевле полупрофессиональных коллег, что довольно прозрачно подтверждается приведенной выше таблицей с техническими характеристиками. При выборе того или иного аппарата непременно стоит соотносить заработанную им оценку с его ценой, значимость которой каждый определяет для себя сам.

Интересно, что камеры Canon PowerShot S30 и S40, отличающиеся сенсорами, имеют одинаковые итоговые оценки. Объясняется это тем, что меньший по емкости сенсор S30 оказался чувствительнее 4-мегапиксельного элемента в модели S40.

Так ЧИП тестировал цифровые фотокамеры

Качество изображения


Оценка в этой категории складывалась из нескольких составляющих - разрешение, цветопередача, цифровые шумы, автобаланс белого и автоэкспозиция. Для оценки реального разрешения камер производилась съемка специальных тестовых изображений, состоящих из тонких параллельных линий различной плотности. Устройства работали в макрорежиме, а формат кадра для каждой камеры устанавливался на ее физический максимум.

При проверке качества цветопередачи фотографировалась калибровочная карта, состоящая из 264 цветовых полей. Для тестовых нужд использовались 84 из них. Выбранный диапазон охватывает все основные цвета, с плавными переходами оттенков из одного в другой. Высший балл присваивался в том случае, когда на снимке свободно различались все цветовые поля.

Тестирование автобаланса белого производилось сравнением двух снимков натюрморта. Первый выполнялся при искусственном освещении с отключением вспышки, второй - при ее активации. В идеале электроника цифрового аппарата на обеих фотографиях должна обеспечивать одинаковые тональность и температуру цветов.

Автоэкспозиция оценивалась по трем фото пейзажа с различной степенью преобладания светлых и темных участков. Механизмы камеры должны обеспечивать оптимальную сбалансированность картины - при преобладании на снимке неба, оно не должно быть очень ярким, но при этом желательно, чтобы затененные участки не превратились в черные пятна.

Цифровые шумы - это цветовые отклонения в некоторых точках изображения. Чистота фотографии во многом определяется качеством сенсора камеры и "интеллектуальным" уровнем фильтрующей электромеханики. Наиболее яркий пример цифровых шумов - зеленые вкрапления на фотографиях, снятых при плохом освещении. Часты зеленоватые или фиолетовые ореолы и на границах контрастных переходов.

Наличие в комплекте поставки камеры питающе-интерфейсной базы - это непременный плюс к оценке за оснащение

При оценке оснащения учитывались емкость и диапазон чувствительностей сенсора, характеристики объектива, количество поддерживаемых графических форматов и разрешений. Возможности ручного управления и введения экспоправок, а также наличие сюжетных программ и возможность подключения внешней вспышки - все шло в плюс.

Различное влияние на оценку оказывал способ питания аппаратов. Модели с аккумуляторами в комплекте получали существенно более высокий балл, чем камеры, "питающиеся" лишь от специфических батареек.

Не были забыты и аксессуары - баллы начислялись за чехлы, дополнительную литературу, питающие базы, бонусное ПО и пр.

Эргономика

В этой категории учитывались размеры цветных ЖК-дисплеев, скорость обновления картинки в них и возможность изменять их положение. Облегчает работу с камерой и дополнительный монохромный экран. Быстрый автофокус позволяет поймать уникальное мгновение, а удобно расположенные функциональные кнопки не дадут запутаться в управлении аппарата.

Обращалось внимание также на удобство корпуса - аппараты с выпуклым правым "плечом" для лучшего обхвата правой рукой получали дополнительные баллы. Ультралегкие и ультракомпактные камеры тоже зарабатывали плюсы. Оценка повышалась и в случае, если оболочка аппарата выполнена из металлического сплава.

Документация

Чтобы получить высокую оценку, полная версия руководства пользователя камеры должна быть отпечатана на бумаге, если же она есть только на CD, то балл снижался.

Плюсы к оценке за документацию начислялись за наличие в ней алфавитного указателя, который существенно ускоряет поиск требуемой информации, и технических характеристик аппарата. Дополнительный балл ставился за отдельное описание программного обеспечения камеры. И, конечно же, начислялся бонус за локализацию инструкции.

Общая оценка

Вычислялась как сумма оценок полученных фотоаппаратами в категориях "Качество изображения", "Оснащение", "Эргономика" и "Документация", взятых с весами 50, 25, 20 и 5 % соответственно.

Таблица с результатами тестирования цифровых фотокамер