07 грудень 2002

Съемка зимой. Часть II

<<< Часть I

Проблемы с техникой во время зимних съемок случаются не так уж часто, поскольку большинство современных камер рассчитаны на нормальную работу в диапазоне температур от -20оС до + 50оС. Основными причинами возможных неполадок являются сильный мороз, резкие перепады температуры и большая влажность воздуха. Самым "слабым" и неустойчивым к понижению температуры звеном современной фотокамеры являются батарейки и жидкокристаллические экраны. Зная об этом, производители фототехники создают специальные выносные батарейные блоки, в которых элементы питания термоизолированы (Canon BP-5B, Canon BP-5).

Несмотря на громоздкость и неудобство в пользовании камерой, которое они создают, в сильные морозы (- 20оС и ниже) это практически единственный способ заставить камеру проработать достаточно долго.

Для работы на холоде наилучшим образом приспособлены следующие элементы питания:

  • аккумуляторы Ni Mh (никель - металл - гидридные). Именно они используются в выносных батарейных блоках,
  • аккумуляторы Cd Ni (кадмий - никелевые) нового поколения (750 mh\час),
  • литиевые батареи (отлично выдерживают работу на холоде, а когда "замерзают", то быстро восстанавливаются после отогревания).

    Но если покупка батарейного блока не входит в Ваши планы, можно попытаться решить проблему по-другому. Прежде всего, определим основную причину внезапного отказа батарей. По результатам практических наблюдений можно сделать вывод, что батарейки перестают работать из-за резкого охлаждения. Например, если камера длительное время находилась в помещении, в кофре, где температура была около 25оС выше нуля, и если на дворе минус 25оС и до места съемки Вам придется добираться довольно долго, то, вполне возможно, когда вы начнете снимать, батарейки откажут сразу же после нескольких кадров (в основном, это будет зависеть от того, насколько хорошо сохраняет тепло кофр*, в котором камера транспортируется).

    Чтобы "согреть" камеру, некоторые фотографы советуют в перерывах между съемками прятать ее под одежду, поближе к телу. Но при сильных морозах этот метод зачастую бесполезен. Другие советуют устраивать "обогрев" самого кофра с помощью грелок или пакетов для индивидуального обогрева, работающих по принципу выделения тепла в результате химической реакции.

    Но в этом случае возникает обратная проблема: когда камера "с мороза" попадает в тепло, происходит конденсация пара, которая может нанести камере серьезный вред.

    Идеальным решением было бы поместить камеру в герметичный пластиковый бокс, вроде тех, что выпускаются фирмой Eva_Магine для подводной фотосъемки и по возможности откачать из него воздух. В этом случае, при отогревании камеры в кофре с "подогревом" пар будет конденсироваться уже на самом боксе, что камере никак не повредит. Кроме того, поскольку между камерой и холодным воздухом теперь будет нечто вроде термоизолирующего буффера, остывать она будет медленнее, а следовательно сможет проработать дольше, пока ее вновь не придется отогревать. Если нет такого бокса, то вместо него можно использовать герметичный пластиковый пакет, который хорошо закрывается и в который можно положить несколько пакетиков силикагеля. Чтобы лишний раз не открывать камеру на морозе, лучше пользоваться зумами.

    С моей точки зрения, такое решение - поместить камеру в герметичный бокс - является наиболее надежным, поскольку современные фотоаппараты (даже профессиональные) защищены только от брызг, но не от проникновения внутрь камеры влажного воздуха, поэтому при резких перепадах температуры конденсация влаги внутри камеры все равно будет происходить.

    "Отогревать" камеру приходится еще и потому, что фотопленка при сильном (- 20оС и менее) морозе становится хрупкой, высыхает и может порваться и раскрошиться в фильмовом канале во время съемки. Если обрывок фотопленки попадет в ламели затвора, то затвор придется менять, а такой ремонт может обойтись очень дорого. Высохшая и потерявшая на морозе эластичность пленка во время быстрой перемотки вызывает появление электростатических разрядов, из-за чего на ней появляется вуаль. Единственное решение этой проблемы - отогревать аппарат до тех пор, пока пленка не восстановит эластичность.

    Здесь явным преимуществом обладают механические камеры, в которых пленка перематывается вручную. Профессионалы, которым приходится работать в условиях полярного холода, предпочитают всегда иметь с собой надежную механическую камеру (например, Nikon FM-2). Из механических камер, в сильные морозы лучше использовать "зеркалки", поскольку от холода механизмы дальномерных камер начинают "врать", из-за чего есть риск получить нерезкие снимки. Кроме того, может измениться рабочий отрезок сменных объективов, поэтому точно навестись на резкость можно только визуально.

    Некоторые профессионалы сталкивались с еще одной проблемой: изменение точности работы системы экспозамера камеры на сильном холоде. К сожалению, точных данных о том, при какой температуре экспозамер начинает "врать" нет, и этот факт может быть еще одним аргументом в пользу методики "кофр с обогревом + камера в герметичном боксе".

    Для того, чтобы при съемке в сильный мороз видоискатель не запотевал, необходимо задерживать дыхание во время наводки на резкость. Наружные металлические части камеры в сильный мороз лучше заклеить матерчатой изолентой, чтобы случайно не прилипнуть к ним, прижавшись носом или щекой.

    * Из всего многообразия существующих кофров, наибольшей популярностью у профессионалов, работающих в сложных погодных условиях пользуются модели Orion и Trekker фирмы Lowepro. Lowepro также выпускает абсолютно водонепроницаемый фоторюкзак с отличной термоизоляцией DryZone 200. Даже если его полностью нагруженным уронить в воду, он остается на плаву.
  •