08 листопад 2002

"Мыльницы" бывают разные... или Как ориентироваться в таком разнообразии компактных фотокамер

В классе компактных камер, или как их еще называют "мыльниц" производителям не так-то просто бывает удивить пользователя чем-то новым. Сама философия этих камер обязывает их к определенной степени консервативности. Да и нам прежде чем приобретать такую абсолютно самостоятельную вещь полезно узнать о ее возможностях и о тех физических и технологических факторах, которыми эти возможности ограничиваются. А ограничений для мыльниц существует больше, чем для зеркалок. Во-первых, это вечное противоречие между компактностью объектива, его диапазоном фокусных расстояний и светосилой. Если Вы собираетесь приобрести компакт с зумом 35-150 мм (35-170 мм), вам придется пользоваться высокочувствительными пленками (ISO 400, ISO 800), чтобы скомпенсировать малую светосилу объектива при больших фокусных расстояниях (f/10,6 -f/12). Если же вас больше привлекает мыльница с постоянным фокусным расстоянием, что в большинстве случаев означает достаточно светосильный объектив, то Вам, наоборот, придется следить за тем, чтобы при сильной освещенности (например, при съемке днем на море) в вашей камере не оказалась слишком чувствительная пленка. В противном случае, возможна передержка по причине не слишком "быстрого" затвора. Затворы мыльниц, а они все являются затворами центрального типа, в силу своей конструкции не в состоянии отрабатывать выдержки короче 1/500 сек. Да и то, что объективу камеры все время придется работать при диафрагме f/16-f/22, не прибавит снимку четкости из-за явления дифракции. Поэтому, при выборе аппарата более приемлемым будет компромиссное решение, а именно не слишком мощный и достаточно светосильный зум, что позволит практически во всех съемочных ситуациях использовать цветные или черно-белые пленки чувствительностью 400, которые на сегодняшний день обладают отличными мелкозернистостью, цветопередачей и большой фотографической широтой. Вместо того, чтобы мучиться с перезарядкой не до конца отснятой пленки, можно будет с комфортом снимать на одну пленку.

По странной иронии судьбы, разница между мыльницей с "наворотами" и мыльницей без таковых как правило заключается далеко не в самих "наворотах". Как ни крути, а для этих камер основным критерием качества является эффективность работы системы объектив-автофокус-экспозиция.

Допустим, у вас есть мыльница среднего класса, экспонирует она хорошо, наводится на резкость точно, и оптическое качество вас устраивает, а это значит, что у вас хорошая мыльница.

А вот мыльница покруче, выглядит стильно и увесисто, с зумом помощнее, с набором всяких функций, а что, в сущности, от нее требуется? То же самое: чтобы она экспонировала хорошо, правильно наводилась на резкость, и чтобы оптическое качество присутствовало!

Разница между моделями ( и особенно между моделями одной фирмы) - как правило в деталях. Рассмотрим эти самые детали подробнее на примере компактов от Pentax.

Моделей у Pentax есть, как говорится, на любой вкус.

Не вдаваясь в подробности технологических решений, которые все равно ни одним пресс-релизом понятно и доступно не описываются, отметим, что практически все мыльницы среднего и высшего класса сейчас обладают джентльменским набором функций, а именно:

- Автоматическое срабатывание вспышки при необходимости (этот режим установлен по умолчанию).

- Принудительное включение и отключение вспышки.

- Режим ночной съемки со вспышкой, в котором автоматика фотоаппарата устанавливает длительную выдержку (до 2-х секунд) необходимую для проработки фона.

- Режим для настоящих ночных снимков со штатива - выдержка от руки (Вulb), позволяющая держать открытым затвор фотоаппарата от 2 секунд до нескольких минут. Следует отметить, что этот режим встречается редко, но у Pentax и Samsung им оборудованы почти все камеры. Маленькая деталь: этот режим у Pentax может быть использован как со вспышкой (для освещения переднего плана), так и без нее.

- Функция автоспуска (задержка - 6 - 10 секунд).

- Режим, при котором отключается автофокусировка и резкость наводится по бесконечности, что дает возможность фотографировать удаленные объекты сквозь различные преграды (стекло, ветви деревьев)

- Включение или отключение режима подавления эффекта красных глаз.

- В моделях, где применяется многоточечный пассивный автофокус, также есть функция избирательной фокусировки по центру кадра (пока в доступном диапазоне цен таким автофокусом может похвастаться только Pentax).

- Возможность использования дистанционного инфракрасного пульта.

- Режим наложения нескольких экспозиций на один кадр (он есть в компакт-зумах ESPIO 160 и ESPIO 200).

Отметим, что все эти функции реализованы производителями за счет "электроники" т.е. микросхем и их программного обеспечения, а это значит, что их могло быть и больше, как, например, в мыльницах Sumsung. Возникает лишь один вопрос: насколько целесообразно пичкать камеру дополнительными функциями, которым трудно найти применение? Но, пока все это на цену камеры не влияет (все-таки, конкуренты не спят!), чем больше будет функций, тем лучше.

А чем же определяется цена камеры? Прежде всего, оптикой. Потом затвором и степенью сложности системы автофокусировки.

Что касается оптики, то здесь Pentax выбросил один из своих главных козырей, а именно знаменитое семислойное просветляющее покрытие (SMC), которое используется на всей линейке объективов фирмы. Кроме этого фирма просто не могла себе позволить обойтись без асферических элементов, которые сейчас все чаще и чаще используются в компакт-зумах ее конкурентов.

Что касается затворов, то они всегда были слабым местом для всех без исключения мыльниц. Практически нереально добиться отработки выдержек короче 1/400, так что с этой бедой все ведущие производители уже смирились. Поэтому сейчас они соревнуются в его миниатюризации, чтобы уменьшить общие размеры камеры. Пока в этом соревновании лидируют Pentax и Olympus.

До недавнего времени, у производителей (из соображений миниатюризации) выбор был только один - для мыльниц разрабатывать собственные системы автофокуса и замера экспозиции. По той же причине эти системы были более упрощенными, чем автофокус и экспозиция зеркалок. Но сейчас, когда технологически стало возможным сделать их чрезвычайно миниатюрными, Pentax фактически перенес на свои компакты все те электронные решения, которые изначально разрабатывалась для зеркалок. Щедрый поступок, да и экономически он не лишен смысла. Электроника, выпускаемая серийно, стоит дешево, а адаптировать систему пассивного автофокуса и многозонного замера экспозиции с зеркалок для мыльниц оказалось вполне возможным.

Немного о системе автофокусировки. Уже давно назрела необходимость снабдить компакты чем-то более существенным, чем активная или пассивная фокусировка по центральному датчику. Pentax применил пятиточечный пассивный автофокус, а это значит, что усложнилась и система обработки данных от всех этих датчиков. Какая от всего этого практическая польза? Прежде всего, повысилась точность наводки на резкость и точность определения объекта, по которому эта наводка осуществляется. На практике это означает, что, скомпоновав кадр в соответствии с вашими предпочтениями, Вы можете быть уверены, что камера наведется на резкость именно по сюжетно важной его части. Напомним, что по умолчанию сюжетно важным объектом камера считает тот, который ближе и обладает достаточным контрастом и яркостью. Но, когда у нее есть пять датчиков вместо одного, она может себе позволить реагировать даже на движущиеся объекты, отслеживая их. Разумеется, всегда можно переключиться в режим с одним (центральным) датчиком автофокуса и навестись на резкость там, где нужно, потом запомнить фокус, нажав на кнопку спуска до половины, перекомпоновать кадр и сделать снимок. Модуль пятиточечного пассивного автофокуса используется почти во всех зум-компактах Pentax.

Второй важнейший аспект работы компактной камеры - система экспозиции. До недавнего времени многозонным замером могли похвастаться только модели класса люкс от Nikon. После того, как Pentax приспособил к свом мыльницам 6-ти сегментную мультизону от зеркалок, учет разницы в освещенности объектов, яркости фона, наличия в кадре точечных источников света, и самое главное, намного более точная детекция контрового освещения стали реальностью и для камер среднего класса. Поскольку многозонный экспозамер автоматически вводит экспокоррекцию в соответствии со своими собственными алгоритмами (см. статью о пейзажной съемке) Pentax благоразумно отказался от корректора экспозиции. В компактах Pentax 3-х или 5-ти зонный замер используется в большинстве моделей, начиная с Pentax ESPIO 105G (а в моделях Pentax ESPIO 135М, Pentax ESPIO 145М Super, Pentax ESPIO 160 и Pentax ESPIO 200 установлен 6-ти зонный сенсор экспонометра).

Все остальные особенности камер влияют не столько на качество снимков, сколько на комфорт работы, что тоже немаловажно.

Например, конструкция видоискателя. Pentax принял решение вынести окуляр видоискателя в левый угол камеры, прямо как у Лейки. Это дает возможность следить за объектом съемки, как говорится, "в оба глаза" и предвосхищать его появление в кадре, если он движется. Кроме того, это еще и удобно - не упираться носом в заднюю крышку камеры, особенно, если на этом носу очки. Кстати, специально для очкариков есть встроенный диоптрийный корректор (-3D/+1D).

В камерах Pentax ESPIO 160 и Pentax ESPIO 200 видоискатель оборудован еще и жидкокристаллическим экраном с автоматически изменяющимися рамкой автофокуса и рамкой компенсации эффекта параллакса.

Камеры с буквами "SW" (Super wide) в названии (Pentax ESPIO 105SW/ Pentax ESPIO 120SW) - с расширенным в область короткого фокуса зумом (28мм). А буквы "SL" (Super long) у Pentax ESPIO 150SL/ Pentax ESPIO 170SL говорят о том, что максимальное фокусное расстояние объектива - 150мм и 170мм соответственно. Все они могут считаться высшим классом компакт-зумов. Их встроенная вспышка достаточно мощная (с ведущим числом от 10 до 12) меняет угол освещения в зависимости от фокусного расстояния. В оптическую конструкцию объективов входят асферические элементы, на линзы нанесено покрытие SMC. Корпус металлический.

Pentax также предлагает более дешевые модели компакт-зумов: Pentax ESPIO 60S, Pentax ESPIO 95S и Pentax ESPIO 105S.

Pentax ESPIO 95S обладает возможностью макросъемки с дистанции 80см при любом положении объектива. При этом максимальное увеличение составляет 0,14х при 95мм.

Pentax ESPIO 105S оснащен многосегментным замером экспозиции и трехточечным автофокусом Активным или пасс с возможностью переключения в точечный режим.

Не обошлось и без сюрпризов: Pentax ESPIO 95WR и Pentax ESPIO 105WR стали прямыми наследниками легендарного Pentax ESPIO 90WR, который еще с 1993 года был единственным реально защищенным от воды компактом, дающим достойное оптическое качество. Его можно было спокойно заляпать грязью, а потом вымыть под краном. Его наследники к тому же еще и не тонут. Прибавьте к этому 2,5-кратный зум 38мм-95мм с возможностью макросъемки, зумируемую вспышку, панорамный режим, другие полезные функции. Это то, что нужно, если вы собираетесь снимать водные виды спорта, находясь непосредственно в гуще событий. На этом поприще с Pentax могут поспорить только Canon AS-1 и Minolta Vectis Weathermatic.

Нас, как пользователей, больше волнуют еще и такие критерии, как эргономичность и экономичность камеры. В плане эргономичности управления Pentax всегда придерживался классических решений, а из новинок можно назвать рамку компенсации параллакса, которая появляется в видоискателе при съемке на небольших расстояниях и автоматическое изменение рамки поля кадра при переключении в панорамный режим.

С точки зрения экономичности, Pentax может похвастаться весьма умеренным расходом своих литиевых батарей (тип CR-2, CR-123). Для повышения экономичности есть автоматическое отключение камеры, если она не используется в течение 3 минут, при этом зум-объектив убирается в корпус камеры.

Не забыта также и возможность обратной перемотки частично отснятой пленки.

По данным независимого тестирования, проведенного французским фото-журналом Chasseur d'Images, система экспозамера компактов Pentax настроена на небольшую передержку +0,5 EV, что говорит об их изначальной ориентации на использование цветной негативной пленки. Иначе и быть не могло, поскольку слайдовая пленка чувствительностью 400 ISO не представляет интереса из-за высокой зернистости, а заряжать в такие компакты лучше всего именно пленки от 200 до 800 ISO. Тем не менее, супер насыщенные слайдовые пленки типа Fujichrome Velvia 50 или Kodak EktaChrome E100VS в них использовать можно с небольшой потерей в насыщенности цветов, что этим пленкам пойдет только на пользу.

А для вечерних и ночных снимков со вспышкой понадобится уникальная по своим характеристикам Fujicolor Superia X-TRA 800.